smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Вениамин Смехов: "Люблю бывать там, где умеют хранить дружбу"

Когда-то в России были популярны творческие встречи с известными актерами. Собирали они полные залы, и публика завороженно слушала стихи, прозу, воспоминания актеров о съемках или просто сверяла, образно говоря, свои часы с часами собеседника. Центральная библиотека возродила эту традицию и вот уже второй год в рамках проекта "Театр и книга" вовлекает нижневартовцев в круг общения с интересными актерами. На днях у нас побывал Вениамин Смехов, встреча с которым в зале центральной библиотеки длилась более двух часов.


"МУЖчина. КИньщик. И акТЕР"

Началась она с известия печального. Умер Игорь Старыгин, один из друзей-мушкетеров Смехова... Вениамин Борисович попросил всех, кому дорог Игорь Старыгин, почтить его память и вернулся к тем далеким дням, когда во Львове шли съемки фильма "Три мушкетера".
"Актеру несерьезно начинать свою встречу с баек, - говорил Смехов, - но сегодня такой день...". И в память об Игоре Старыгине, с которым его "роднила" любовь к лошадям, рассказал о нескольких съемочных днях "Мушкетеров". На Одесской студии одновременно снимались тогда два фильма: "Три мушкетера" и "Место встречи изменить нельзя". Время было, по словам Смехова, безрассудное, неугомонное. Дружба актеров в разгаре, сняли фильм, отмучились у изверга Хилькевича, создавшего этот шедевр, пора разбегаться по театрам. Смехов прилетал на съемки во Львов в выходной день, и у него не было возможности обучаться езде на лошади, как у других актеров, только изредка в Москве на ипподроме. Ну а в последний съемочный день готовили эпизод для титров, где друзья-мушкетеры летят по дороге навстречу новым приключениям. Лошадь у Смехова была опытная и спокойная, снималась в двадцати фильмах. Актеру говорят: держи только спину. Однако на небольших проездах все было нормально, а когда надо скакать - не получается, лошадь становится задумчивой. Михаил Боярский, просто живший в седле, посоветовал Смехову стать рядом с его конем, и когда тот рванет галопом, об этом вспомнит и конь Смехова (все-таки конь, а не лошадь, выяснил потом актер). Так и случилось, Вениамин Борисович летит или плывет по шоссе, как говорил ему Боярский, а каким образом остановить коня - не знает. Боярский кричит в спину: "Атосик, это уже аллюр!" Что за аллюр, Смехов не ведает, но чувствует, что что-то неподходящее. Слышатся крики: "Молодцы, шикарно, снято!", а Смехов все летит и летит чуть не через все границы. Потом потянул все-таки поводья на себя - занимался как-никак атлетикой, после чего лошадь становится в свечку, а он впадает в спячку. Так и родились стихи, в которых были такие строки:
"В год Лошади Атос, родясь под Львом
(Под знаком Льва по еврогороскопу),
Пал с лошади! Свидетель - город Львов.
Упал с галопу, повредив родную...спину...
Когда умру, то, Бога ради,
Мне надпишите на ограде:"МУЖчина. КИньщик. И акТЕР".
А сокращенно: "МУЖ-КИ-ТЕР"!

Еще в одном сочинении отразилась другая ситуация. Жили актеры во Львове в неподобающих условиях: то их не встретили, то не в том номере разместили. А администратор Одесской киностудии постоянно к тому же ворчал: приехали тут из Москвы, строят из себя главных артистов. Вот приезжала из Ленинграда Алиса Бруновна Фрейндлих, так она холодной водой голову мыла - и ничего. И так по каждому поводу администратор припоминал им Алису Фрейндлих - "вы бы лучше учились у нее", что, конечно, всех очень сердило, поэтому у Смехова и родилась песня, в припеве которой повторялись слова: "А Фрейндлих мыла голову холодною водой!" Правда, Алиса Бруновна говорила потом, что такого не было, но она настоящая королева российского театра и не могла сказать иначе.
Фильм оставил у всех приятные воспоминания, а с годами становится только лучше. Сейчас видишь, говорил ироничный Смехов, что и моя лошадь скачет лучше других, и я похорошел. Актер считает, что получил за этот фильм гораздо больше внимания зрителей, чем заслужил. Даже гаишники просили его поставить автограф на штрафной квитанции, после чего отпускали, что называется, с Богом. "Мы зачастую сетуем на свое время, а проходят годы, и говорим о нем только хорошее, - продолжал он. - Фильм "Возвращение мушкетеров" вряд ли надолго останется в нашей памяти, но и в нем есть какие-то свои приятные отметины. И сниматься было славно, и отношения между актерами сложились хорошие. Замечательные работали в картине молодые Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова, Дмитрий Нагиев".

Поэзия - главный герой театра

Вениамина Смехова не часто приглашали в кино. Режиссеры-то хотели, а какие-то люди запрещали, но он и не сетовал, у него был театр. Ему посчастливилось начинать свою карьеру в театре на Таганке в те же годы, когда начинался и Самотлор, - в середине 60-х. Более завидного времени не было, считает он. Таганка слыла островом свободы в несвободной стране и все время заступала за флажки. Все актеры дружили и творили сообща стихи, песни, пантомимы. Это Юра Медведев, Леня Филатов, Виталик Шаповалов, Алла Демидова, Зина Славина, Ваня Дыховичный, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Семен Фарада и многие другие.
"Главным героем нашей театральной жизни была поэзия, - рассказывал актер. - Театр называли отчасти политическим, потому что он боролся за свое место в непростое время, и еще, конечно, поэтическим. Поэт сказал: наша Родина - русский язык. Ничего выше, дороже и священнее не послал Бог нашей Родине, и этот язык поражает, ошеломляет всех, кто прикасается к нему. Недаром на нем написано гораздо больше рифмованных строк, в том числе и продиктованных с небес.
Настоящий поэт - это, конечно, проводник божественного, благого". Многие спектакли Таганки были поставлены по стихам поэтов, для одного из них - "Послушайте!", поэтического представления о Маяковском, Вениамин Смехов написал сценическую композицию. Поэты - футуристы, акмеисты, дадаисты - мечтали о революции. Думали, что она принесет свободу от чиновников, властей, царей, что придет, наконец, свобода духа. Так они думали и обслуживали революцию на свою голову, потому что все знают, чем это закончилось. Спектакль долго не принимали, комиссия говорила, что Маяковский оптимист, а у Таганки он пессимист. Актеров считали антисоветчиками, а они всех - дураками. Но это не помогало, а помогли спектаклю друзья театра, среди которых были и друзья Маяковского - Виктор Шкловский, Семен Кирсанов, поэтому спектакль все-таки состоялся.
Вениамин Смехов играл в нем одного из пяти Маяковских и, конечно, напомнил нижневартовцам и его, и современника-поэта Игоря Северянина, которого он читал актерам даже на съемках "Трех мушкетеров", потому что все любили поэтов Серебряного века. Стихотворение "Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", он декламировал на вступительных экзаменах в Щукинское училище и был принят, хотя потом мастер курса Владимир Этуш не знал, что с ним делать, потому что студент Смехов стеснялся выходить на сцену, и ему говорили, что актера из него не получится. А парню было тогда гораздо меньше, чем его однокурсникам, - всего 17 лет, и как не испытывать сценический зажим. Однако внутри сидел бесенок, который принудил его трудиться. "Я ни на кого не обижался, только на самого себя, и это помогло", - говорил Вениамин Смехов.
Поэзию он любил всегда - Слуцкого, Окуджаву, Левитанского, Наровчатова, Самойлова. Трех авторов - Александра Межирова, Владимира Маяковского и Владимира Высоцкого - всегда старается читать в своих программах.

Смехов очертил круг своих интересов, стараясь и читателей библиотеки заразить своим увлечением поэзией. Но они в какие-то моменты даже сами подсказывали ему строчки того или иного поэта, хотя Смехов говорил, что делает паузы намеренно. Вовсе не из-за того, что забыл, а напротив, чтобы проверить, насколько хорошо знают их нижневартовцы. Звучали на вечере и отрывки из книги театрального художника Эдуарда Кочергина "Ангелова кукла", пьесы Николая Эрдмана "Самоубийца". Ее ставили когда-то в театре на Таганке, идет она сейчас в постановке Смехова в Российском молодежном театре. Николай Эрдман - фигура знаковая для Таганки. Большинство знает его как одного из авторов сценариев к фильмам "Волга-Волга", "Веселые ребята", со съемок которого его и забрали, отправив в ссылку, но без Эрдмана не было бы Таганки, считает Смехов. Ну и все любимые роли сыграны актером на Таганке. Это Клавдий в "Гамлете", Воланд в "Мастере и Маргарите", Глебов в "Доме на набережной".

Чем мы сильны

Сегодня он ставит спектакли. И не только в драматических театрах, но и в оперных, читает лекции студентам в Америке. Пишет книги, а еще ведет передачу "Таланты и поклонники" на ТВЦ. И она уж точно доступна нам всем для просмотра.
Была одна о Муслиме Магомаеве, снято еще четыре. "В них все, кого мы с вами хорошо знаем. Это не Билан и не Витас, - делая неправильные ударения в именах, говорил Вениамин Смехов. - О них и многих других мне рассказывает дочь, о том, кто и что из себя представляет, кто и кем проплачен".
Из последних сильных театральных впечатлений он назвал все спектакли театра Петра Фоменко, театр его ученика Сергея Женовача и работы актера Евгения Миронова. Сегодня это лучший артист на театральной сцене России. Вениамин Смехов полагает, что когда повсюду кого-то пиарят, кричат, что на этот спектакль не попасть, как это было с "Рассказами Шукшина" в Театре наций, то невольно думаешь, а так ли он хорош на самом деле? Но когда они посмотрели его с женой, их просквозило. Есть в нем и боль, и радость, и счастье, и юмор, и все чистейшие изумрудные родниковые строки Василия Макаровича Шукшина. Не было в постановке деревни, не было просто прозы, а было разыгранное чудо жизни между обыкновенными людьми. "Какое счастье, когда вы наблюдаете иногда разговор нормальных людей-тружеников, не обремененных, быть может, образованием, слышите хорошую русскую речь. И в спектакле были прекрасная речь и необыкновенные театральные трансформации. Прежде всего это Женя, сыгравший семь или восемь разных, абсолютно непохожих ролей. Кто постарше, помнит Николая Черкасова, игравшего в молодости в фильмах и старика Паганеля, и профессора Полежаева, и Ивана Грозного. Как замечательно он перевоплощался! И у Евгения Миронова есть это необыкновенное свойство. Кроме того, он человек, болеющий за родное искусство, которому нелегко сейчас живется".

"Мы сильны не тем, как мы умеем жить, а тем, как умеем выкручиваться", - говорил актер где-то в конце встречи, и эти слова еще больше сблизили с ним зрителей. "В этом феномен человека нашей страны, - продолжал он. - Хорошо это или плохо - не знаю. Но люди, которые умеют сохранять теплообмен, дружбу, страдают от того, что многое распадается. Распадается, думаю, в основном все равно в Москве. Я думаю, что там, где я бывал, где люблю бывать, а это Саратов, Самара, Омск, Владивосток и теперь уже Нижневартовск, все же меньше предательства между людьми. Хотя, наверное, такое тоже бывает. Люди есть люди".

Ирина Черепанова.
"Местное время " (Нижневартовск), 14.11.2009 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.