smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Когда человек счастлив, он свободен"

Для целого поколения Вениамин Борисович Смехов стал настоящим кумиром - с детства и на всю жизнь. Точнее, "его" Атос из "Трех мушкетеров". А вообще-то, конечно, Смехов и актер, и режиссер, и писатель. Но, поскольку поводом для встречи явилась премьера фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой", фильм и его герой и стали основной темой беседы.

- В Твиттере вы написали восторженный отзыв после просмотра фильма "Спасибо, что живой". Считаете, что образ Высоцкого актуален и нынче?

- Мне легче говорить, потому что я человек со стороны. Я не ввязан в эту роскошную, рискованную, страшную, демоническую, мистическую, православно-христианскую, замечательную историю. Я очень люблю Никиту Высоцкого, Аркашу и их маму. Мы давнишние друзья, и мои дети тоже. Я лицо пристрастное. Я не знаю, что будет дальше с Высоцким, и как будет продолжаться его чин - в старом православном смысле слова - духовный чин властителя дум. Хотелось бы верить, что будет так, как мне хочется. И так, как вам хочется, я надеюсь.

Я не могу называть себя другом Высоцкого. Он нас никого не награждал этим именем. Мы сами знаем, кого он больше всего любил. Но это другая история. Мы просто вместе работали 16 лет. И чаще всего спектакли наши в то лучезарное, золотое время Таганки на подступах к премьере были такими, как этот фильм у наших ребят. У замечательного режиссера, у прекрасных актеров. Они даже еще не поняли толком, что они сделали. Это было чудо живого Высоцкого. И послание Владимира Семеновича сыну и - ответ сына, извините за поэтический лад.

- В фильме все правда?

- Создана некая внереальность, придуман сюжет, который сам по себе мистичен. Это было и в жизни: клиническая смерть Высоцкого в тот же день, когда он умер через год. Вы даже не представляете, сколько здесь было настоящей метафизики... Он такой, как будто бы у Пушкина: "И средь людей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он". Пушкин о себе пишет: "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон". Вот это про Высоцкого.
Сходство, кстати, очень серьезное. Это кино по следам жизни и вызвано было вдохновением и какой-то необыкновенной ответственностью сына перед отцом.

- Алла Демидова рассказывала, как актеры Таганки ездили в Елабугу, по местам Марины Цветаевой. И что именно Высоцкий договаривался о катере, и потом "отрабатывал" его всю дорогу, что он вообще "самый контактный и хозяйственный", что за ним было как за каменной стеной. Вы согласны?

- Володя был очень …добротворный человек. Настолько добротворный, что, даже зная, что он умрет, он продолжал жить ради других. В частности, ради тех, кто его закабалял, вроде того же администратора. Не могу не вспомнить гениального Юрия Михайловича Лотмана, который структурировал биографию Пушкина. После смерти Высоцкого я ставил спектакль его памяти в Таллине и в Тарту. Меня просил об этом Лотман. И я вдруг увидел Высоцкого гением, похожим на Пушкина. Я однажды еще при жизни Высоцкого обмолвился о каком-то блуждающем сходстве. А когда прочел книгу Лотмана о Пушкине, понял, в чем оно. Были три качества, объединявших Пушкина с Высоцким. Первое - чувство собственного достоинства; второе - автоперсонажность - они сами являлись персонажами своих произведений, а значит, сами знали все концы и начала. И третье: они оба торопили свой конец. И Пушкин, и Высоцкий. …У Высоцкого было еще одно свойство: он очень стремился создать свою семью, свой дом. На это были направлены последние его усилия и старания.

- Какие-нибудь моменты, связанные с Высоцким, вспоминаются особенно остро?

- На предпредпоследнем "Гамлете" Володя привел за кулисы Никиту. Никита уже тогда был огромный, похожий на небоскреб. И Володя с гордостью сказал: "Помнишь, какой он был? …Никифор! (он его так называл) Никифор! Это дядя Веня". А на следующий день я привел Алику [дочь Вениамина Смехова]. Володя на ходу протянул ей руку, поздоровался. Она тут же парировала: "Что это вы об меня вытерлись?". Он так был сконфужен... Потом взял ее маленькую ручку, поцеловал…

- Можно ли назвать Высоцкого духовным лидером поколения?

- Не знаю, не знаю... Сейчас мы говорим красивые слова. В жизни так не было... "И средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он". Кто-то сказал, что Володя был обыкновеннейший человек. С гениальным дарованием.

- Вернемся к вам лично. Знаю, что ваш отец, профессор экономики, прожил 98 лет. Были ли какие-то секреты, семейные привычки, которые этому способствовали?

- Привычки? Не знаю. Пожалуй, были гены, талант, разум, рассудочность. Время его было тяжелое, его так и не угораздило стать академиком, он остался ученым и педагогом. Экономические прорабы перестройки от Абалкина, Аганбегяна, Гайдара, Явлинского до Нечаева и Уринсона - это все замечательные папины ученики. А еще мой отец был очень литературным человеком. Видимо, я поднабрался и актерства, и любви к русскому слову из-за какой-то удивительной его изначальной литературности.

- В вашей биографии значится много запрещенных спектаклей: "Берегите ваши лица", "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий". За что из запрещенного было особенно обидно?

- Представьте, мать теряет детей. Кого из потерянных детей ей будет жаль больше всего? Философы называли Таганку "островом свободы в несвободной стране". Каждый спектакль был дорог. А те спектакли, которые запрещали, казались достойными и лучшими вдвойне. Это "Кузькин", или "Берегите ваши лица" по Вознесенскому, или "Борис Годунов", или "Владимир Высоцкий". Запрещенные, а потом восстановленные. "Кузькин" так просто был гениальным спектаклем.

Недавно я получил колоссальный заряд радости - снялся в восьми вечерах поэзии на канале "Культура" под названием "Золотой век Таганки". Это восемь спектаклей, каждый из них со своей непростой судьбой. По каждому прошлись чиновничьи танки. Не было спектаклей, кроме "Мастера и Маргариты", которые разрешили бы просто так. Любимова терзали по поводу каждого спектакля. Одним из запрещенных был спектакль по моему сценарию - я написал его, будучи 26-летним (хвастаюсь!). Он соединил на сцене в роли Маяковского - Высоцкого, Золотухина, Хмельницкого и меня. То был спектакль, который мучили страшно, и - один из самых выдающихся любимовских шедевров. Я получил право присутствовать на "аутодафе" на Неглинке в Управлении культуры, когда Любимова вынудили взять графин и врезать по голове мерзавцу по фамилии Шкодин, заместителю начальника управления всей культуры РСФСР. Всей культурой в СССР владели люди с характерными фамилиями: Шкодин, Закшивер, Владыкин…

- Вас отчислили в свое время из училища за застенчивость. Вы с ней как-то боролись? Избавились навсегда?

- Я правильно женился второй раз, поэтому я больше не стесняюсь.

- То есть вторая жена отучила стесняться?

- Отучила, да, сделала счастливым. А когда человек счастлив, то он свободен. Но это, скорее всего, шутка, поскольку фамилия моя не располагает к серьезным ответам на вопросы красивых журналисток. Просто скажу вам, что все приходит вовремя. Надо было понять, что актер это не только данное от мамы с папой и от Господа Бога, но еще от личного усердия, от ежедневных смещений во времени. Нет трудового кодекса у актера. 26 часов в сутки - это норма.


Юлия Гольденберг.
"АвиаТерминал" (Екатеринбург)
№29, январь-февраль 2012г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (10)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.