Интервью - "Исторический аппетит Вениамина Смехова"
9 октября на канале НТВ стартует новый цикл документальных исторических расследований "Дело темное"
Руководителем проекта выступил известный тележурналист Алексей Пивоваров. А роль ведущего (она же роль детектива)
досталась актеру Вениамину Смехову. Что это за проект? И зачем он нужен известному мушкетеру? Ответы на эти и другие
вопросы в беседе с ведущим искал Николай Морозов.
- Незаметно для себя я достиг такого состояния, когда у меня легко получается отказываться от того, что мне не
по душе. Такого никогда прежде не было. Всегда бывало непонятно - зачем отказывать, если предлагают. Или просто думал,
что если я буду отказываться, то я и работу не найду. Сейчас что-то такое произошло для меня лестное, за последние года
два-три. Я теперь работаю только там, где мне очень интересно. И езжу только туда, где мне очень интересно. Сейчас идут
съемки телевизионного фильма-концерта "12 месяцев Танго", в котором в главных ролях снялись моя дочь Алика и я. Это
одна работа, а вторая - "Дело темное" для НТВ. За последние годы НТВ стало другим. Там постарались как-то изменить лицо
канала в такую сторону, которая, конечно, кому-то нравится, а мне нет.
- Но вы все-таки согласились на участие.
- Но данное предложение мне показалось весьма интересным. Уровень разработки исторического материала, лексики,
экспертизы и сама компания показались славными и возбуждающими рабочий аппетит. Слава богу, это не примитивный случай
исторической программы. Это реальные расследования "темных дел". Это во многом литературное, иногда
"прямосказательное", иногда иносказательное погружение в нашу историю. В производстве несколько серий. Программа
обращается к историческим персонажам. Иногда резко отрицательным: как Ленин, Троцкий, Берия, Андропов. Рядом есть
положительные Есенин, Маяковский, Романовы. Но независимо от знака всегда найдутся какие-то любопытные злоключения
вокруг персонажа, о которых нашим гражданам будет полезно и интересно узнать.
- А вам интересно было узнать?
- Сама по себе эта политграмота мне очень приятна и забавна. Там присутствует право на юмор, на иронию. Вы сами
все это увидите. Первая программа будет посвящена Ленину. Все помнят историю с покушением на его жизнь, когда слепая
Фанни Каплан стреляла в вождя народа. Так вот я попадаю на ее место - из настоящего револьвера стреляю настоящими
пулями, причем в очках с восьмикратными диоптриями. И пытаюсь понять, как эта подслеповатая дама могла попасть в вождя.
Хотя страшно. И звук страшный. И сшибало в плечо. И вот я, слепой, попадаю. А дальше вспоминаю свое "мушкетерское
прошлое", как я стрелял в тот знаменитый бокал д'Артаньяна, и рассказываю о том, сколько проводов было спрятано у меня
за спиной, чтобы случился этот выстрел.
Любопытно, что в знакомое поле я попадаю и в случае с Андроповым. Это поле, связанное с Таганкой, Владимиром
Высоцким, с очень мне близко знакомым Роем Медведевым, который в те времена писал совершенно запрещенную книгу о
Сталине. Суслов хотел уничтожить его, а Андропов все-таки сохранил существование этой книги и этого историка. Но
участвовал в той истории и я. Когда Роя должны были арестовать, он своих друзей направил к двум артистам - одним из них
был великий артист Зиновий Гердт, а другой был невеликий - я. Зиновий Ефимович стал искать у себя в театре, а я у себя
какие-то усы, бороду, а также очки, чтобы передать все это безобразие через близких друзей Рою Александровичу, которому
нужно было выйти из дома незамеченным. И он вышел, напялив на себя этот совершенно чудовищный театральный грим. А
наблюдавшие за квартирой чекисты промахнулись. Серия про Андропова еще не снята. Но мне очень понравился сценарий. И
этот эпизод, надеюсь, удастся вставить в сценарий. А если это напечатает "Неделя", то тем более сценаристам просто
некуда будет деться.
- Почему сейчас так популярны фильмы-реконструкции, игровая стихия?
- Это напрасный вопрос. Вы спрашиваете это у актера. Были времена нашего любимого Серебряного века и времена
20-х годов, когда многие говорили, что художественное читать менее интересно, чем документально-мемуарное. Потому что
жизнь - она интереснее. Жизнь содержит больше фантастического, чем самый фантазийный или фантастический вымысел. А
сейчас такой, во многом переломный период, где документальное сплетается с художественным. Этого хотят люди, которым
интересна, возможно, лучшая на сегодняшний день книга - "Ангелова кукла" великого художника сцены товстоноговского,
додинского театров Эдуарда Кочергина. А в ней же не вымысел. Это его судьба, но написанная прекрасным русским языком.
Это касается, кстати, книг Быкова или Сорокина, где соединяются фантазии и реальность. И этот перекресток фантазии и
реальности, документа и политической истории меня заинтересовал. Взять, к примеру, фильм о Ленине. Мы догадываемся, что
эта тень Фанни Каплан. А вот эта тень - шофера. Здесь вот бросаются люди Свердлова и Троцкого. Мы пытаемся себе это
представить и рассказать об этом зрителю. Но не хочу опережать ваше удивление, ибо там очень много нового и очень
интересного.
Николай Морозов.
"Неделя" 8 октября 2010 г.
|