"Вениамин Смехов: Я стараюсь во всем слушаться жену"
В последнее время его не видно на экране и на сцене. Ходят слухи, что наш знаменитый Атос сейчас проживает в
Америке. В американском городе Вермонте "Антенна" и застала артиста за несколько дней до юбилея -10 августа ему
исполняется 65 лет.
- Мне очень лестно и приятно, что ваша газета вспомнила обо мне, спасибо! Но, знаете, собственный день рождения
мне не совсем интересен - больше нравится, когда дни рождения бывают у других. Ну какой юбилей?! О чем вы говорите?! Мы с
супругой и с друзьями просто посидим немного за столом, да и все, пожалуй. Будет обычный, рядовой день. Надеюсь, что
приятный.
- Вениамин Борисович, все-таки проясните ситуацию: вы окончательно стали американцем?
- Да нет, хотя читал в Интернете какую-то чепуху о себе. Раньше, когда после перестройки я стал "выездным", то
часто ставил спектакли за границей: в Америке, Германии, Израиле, Чехии... Никуда я насовсем не уезжал. А в Вермонт сейчас
приехал на летний отдых. Иногда даю тут концерты. Например, недавно читал стихи Северянина, Маяковского, Хармса. Когда мы
приезжаем в Америку, жена преподает здесь в Русской школе, читает в университетах лекции о русской культуре.
А я готовлюсь к новой работе в России. Сейчас передо мной лежат эскизы декораций и костюмов спектакля
"Самоубийца", который в сентябре буду ставить в московском Молодежном театре. Параллельно продолжу постановку "Мещанина во
дворянстве" в театре у Петра Фоменко.
Хочется снова поработать в Омском театре, где я уже ставил пьесу "Красавец-мужчина". В провинции очень интересно.
Артистов не отвлекают съемки в бесконечных сериалах, и они буквально за гроши работают на износ, на полном безрассудстве.
Таких людей я люблю. Кроме того, веду переговоры насчет работы в сериале "Капитанские дети", съемки которого начнутся в
Москве осенью.
- Но ведь раньше вы не очень жаловали сериальный жанр…
- Ничего плохого об этом жанре я не говорил. Да, отказывался раньше от подобных предложений. Но здесь меня
привлекли драматургия, партнеры, режиссер… Нет ни крови, ни убийств, ни детектива. Такая любовная, милая история. Я сыграю
зятя героини Ольги Остроумовой. Скоро приеду, и начнем работать.
- Получается, вам больше нравится отдыхать в Америке, нежели где-то в другом месте?
- Отдыхать тут хорошо, а вот постоянно жить мне бы здесь не хотелось. Я быстро начинаю скучать по дому, по Москве.
Меня часто спрашивают: ну как тебе Америка? Мне трудно ответить. Чем больше приезжаешь сюда, тем меньше ее понимаешь.
Страна-то хорошая, а вот государство - такая же дрянь, как и везде. Но главное - у них есть независимость. Перед выборами
тут могут драться, ругаться, но на следующий день после выборов об этом забывают. Потому что их жизнь, кого бы ни избрали
президентом или в сенат, не изменится. Приятно, что в Америке часто передают по радио наших классиков: Чайковского,
Рахманинова, Шостаковича. Всех их американцы представляют по именам, а вот двоих почему-то обязательно по имени и
отчеству: Пьетр Ильитш Тшайкоффский и Родион Константинович Тшедрин.
Высоцкого сравниваю с Пушкиным
- Как театральный актер в последний раз вы выходили на сцену семь лет назад в роли Воланда в спектакле "Мастер
и Маргарита". Почему мы больше вас не видим на сцене?
- Актер предполагает, а драматург располагает. В нашей жизни драматургом являются небеса, и я просто иду на поводу
у сюжета жизни. И так получается по этому сюжету, что актерско-театральная страница мною перевернута. Вопреки слухам, что
я ушел от Любимова, скажу: я остаюсь в списках актеров Театра на Таганке, моя трудовая книжка там находится, и моя
фотография висит в фойе среди снимков других актеров. Часто бываю там, но уже в качестве зрителя. Мы хорошо и много
общаемся с Любимовым. Но понимаете... У меня с молодости глаза разбегались по трем адресам: актерство, литераторство и
режиссура. Первый период закончился. Теперь интересно писать и ставить. А еще нравится вспоминать и записывать - вот это
мое любимое занятие. Сейчас с вами поговорим, и уже завтра я буду с удовольствием вспоминать о нашем разговоре.
- Кстати, о воспоминаниях. Совсем недавно мы вспоминали вашего коллегу по Театру на Таганке Владимира
Высоцкого, со дня смерти которого прошло 25 лет...
- И мы здесь с друзьями поминали Володю. За нашим столом сценарист Александр Червинский сравнил Высоцкого с
Пушкиным. И я с ним согласен. Может, звучит несколько пафосно, но поставить их рядом вполне можно. И тот и другой любили
жизнь, но не искали жизни...
- Как думаете, чем бы сегодня занимался Высоцкий, как жил?
- Думаю, люди такого божественного дара в любое время найдут себе применение и всегда будут полезны и интересны
обществу… Кстати, вспомнил одну смешную историю. Как-то к нам в театр за кулисы пришла моя дочь - Алика, которой тогда
было четыре годика. Она подошла к Высоцкому поздороваться. Он спешил на сцену и поэтому как-то быстро пожал Алике руку.
Дочка тогда ему вслед сказала весьма серьезно: "Как будто вы сейчас руку об меня вытерли!" Мы дружно посмеялись над такой
реакцией.
Сыграл Атоса из-за дочери
- Недавно мы видели вас вместе с дочерью в сериале "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...", где вы
сыграли эпизодическую роль - ухажера героини Алики. Это единственная ваша творческая встреча с дочерью?
- Когда она была еще школьницей, я "задействовал" ее в записи пластинки по раннему Горькому. В конце этого
радиоспектакля Алика тоненьким юным голоском произнесла: "Пусть сильнее грянет буря!" Это первая наша совместная работа.
А два года назад Алика снялась в телеспектакле "Лекарь поневоле", который я поставил как режиссер. Вообще, считаю, что она
пока даже наполовину не раскрыла своего таланта на сцене и в кино. Думаю, у Алики все впереди, и надеюсь, мы еще вместе
поработаем.
- У вас есть еще и старшая дочь - Елена, о которой мало что известно...
- Лена не очень любит, когда говорят о ней. Она журналист, печатается в газетах. Мне кажется, из нее вышла бы
хорошая телеведущая. Может, позднее это произойдет? А вы знаете, что именно из-за Лены я согласился на роль Атоса? Ей
тогда было лет пятнадцать, и она зачитывалась "Тремя мушкетерами". Причем читала этот роман постоянно: закончит и снова
начинает. Больше никаких книг видеть не хотела. У меня не было другого выхода, как согласиться на роль Атоса, чтобы дочка
прекратила это безобразие.
- Об этом фильме много уже написано и рассказано. Но мало кто знает, что знаменитую песню графа де Ла Фера в
картине исполняет другой артист...
- Это правда. Но я даже имени этого певца не знаю, говорят, он уже ушел из жизни. Однако, честное слово, я тоже
записывал эту песню в студии и до последнего момента был уверен, что оставят мой вариант, но... Максим Дунаевский меня
обманул. Когда вышел фильм и я услышал чужой голос, в отместку одно время звонил Максиму и пел ему жутким голосом: "Есть в
графском парке черный пру-уд, там лилии цвету-у-ут, там лилии цветут!"
С "Тремя мушкетерами" связана еще одна забавная история. Как-то мы с Левой Дуровым, отыграв спектакли - каждый в
своем театре, должны были вылететь из аэропорта Внуково во Львов на съемки. У нас была договоренность с экипажем, что нас
посадят без билетов, - мы просто не успевали их купить. Леву-то тогда уже знала вся страна, и он без проблем прошмыгнул
мимо женщины-контролера. А вот меня задержали. Я и так уговаривал, и этак... В конце концов выпалил ей в гневе: "Скоро
выйдет фильм о мушкетерах, и тогда ваши дети проклянут вас за то, что вы так со мной поступили!" Женщина меня пропустила
тут же.
Лучший помощник - "славянка в кубе"
- В начале нашего разговора Вы упомянули о жене Галине. Знаю, что по специальности она критик. Насколько легко
существовать и работать вместе такому тандему: артист - критик?
- Ничего в этом плохого не вижу. Кстати, наши отношения начались именно с критики, если можно так выразиться.
Глаша (так я называю жену дома) проходила стажировку в нашем Театре на Таганке и написала критическую статью о спектакле
"Мастер и Маргарита", где на мой счет высказалась довольно хорошо. Наверное, это и было стартом наших отношений. Когда же
мы стали жить вместе, то порешили, что обо мне Глаша не будет писать ни хорошего, ни плохого.
- Говорят, супруга во всем ваш первый советчик...
- У меня есть любимая присказка: "Моя страна - моя жена, а мой родник - родной язык". А еще я называю ее славянкой
в кубе, потому что в ней переплелись славянские корни: русские, польские и украинские. И действительно, она - мой лучший
советчик, помощник и в чем-то даже мой учитель.
- Вы любите учиться?
- Никогда не любил и не умел - ни в школе, ни в институте. Не получал удовольствия от соревнования, меня
раздражали всяческие отметки. Поэтому до моего поступления в Театр на Таганке я был по жизни плохим учеником. А вот потом,
в театре, в моих путешествиях, в моей дальнейшей жизни я учился. И сейчас чувствую, что многому учусь. И я понимаю, что
многого еще не умею.
- Ваш Воланд в спектакле "Мастер и Маргарита" произносит много мудрых фраз. Одна "Никогда ничего не просите у
сильных мира сего..." чего стоит! А какое выражение вам сейчас наиболее близко?
- Наверное, вспомню сейчас другой спектакль Театра на Таганке - "Послушайте", автором сценария которого я был. И
там есть фраза Владимира Маяковского: "Надеюсь, верую, вовеки не придет ко мне позорное благоразумие..." Сейчас я
подпишусь под этим.
Олег Перанов.
"Антенна" № 33, 03.08.2005 г.
|