Веб-сайт В.Б.Смехова : В начало форума
Сентябрь 20, 2020, 06:01:44 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Дата открытия форума - 18 февраля 2009 г.
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Уголок синефила  (Прочитано 4327 раз)
Елена
Global Moderator
Hero Member
*****
Сообщений: 4061


Просмотр профиля
« : Апрель 19, 2012, 01:04:07 »

Поговорим о кинематографических "нетленках".

Когда я была в аспирантуре, на соседнем физфаке вдруг решили просветить народ циклом лекций по истории кино. Почему, кто читал - подробностей не помню. Я слушала по-моему только три лекции, дальше не сложилось, но первые французские фильмы и советский авангард точно видела. Это все было очень интересно, но когда время позднее, а качество демонстрируемых фрагментов таково, что в глазах рябит - просто тяжело.

Сейчас записи и лучше оцифровываются, и реставрируются, и (спасибо интернету) все это стало доступно (а что-то иногда показывает телевидение) - в общем все это можно и нужно смотреть.

Недавно "Культура" показала французский документальный фильм о Жорже Мельесе, который стоял у истоков кинематографа, и еще в конце 19в начал снимать фильмы с использованием комбинированных съемок.
д/ф можно взять здесь http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4020004 и здесь http://fenixclub.com/index.php?showtopic=142121

Фильм Мельеса "Путешествие на Луну" (1902) - с одной стороны хрестоматийный, знакомый по кадру со снарядом, попавшим в глаз Луне, с другой - совершенно уникальный. Сейчас запись найти не проблема, http://www.youtube.com/watch?v=iaAvdgPcQj0 , но все-таки лучше по возможности выбирать покачественней http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1850394 , поскольку наш глаз к такому кино не привык.



Фильмы Мельеса выпускались не только в ч/б варианте, но также существовали и копии, раскрашенные вручную. Это был очень долгий и трудоемкий процесс, такие копии стоили очень дорого. В документальном фильме рассказана (и показано, как это делалось) поразительная история. В начале 90-х был найдена такая цветная копия. Но пролежавшая почти 100 лет кинопленка частично разложилась, слиплась, единственным способом ее размотать было подвергнуть обработке агрессивными реактивами. Так постепенно отделяли по нескольку кадров и их оцифровывали, после чего пленка рассыпалась. "Собрать" полученный цифровой материал тогдашние технологии не позволяли, но когда это стало возможно, фильм фактически воскресили. Там, где были большие утраты, реставраторы раскрашивали кадры из сохранившихся ч/б копий. Процесс восстановления фильма завершился в 2011 году. «Вторая премьера» фильма состоялась на 64-м Каннском кинофестивале. И цветную версию мы тоже можем посмотреть http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3969483
Записан
Елена
Global Moderator
Hero Member
*****
Сообщений: 4061


Просмотр профиля
« Ответ #1 : Апрель 19, 2012, 04:44:09 »

В 1902 году выходит шедевр родоначальника кинофантастики «Путешествие на Луну», огромный успех которого французский киновед Жорж Садуль объясняет изобретательностью в области декорационного оформления и костюмов.

Мельес одним из первых стал планировать фильм на бумаге. Вот как излагался сценарий фильма в каталоге «Лучшие фильмы Мельеса».

«Путешествие на Луну». 10 поразительных киносерий в 30 картинах. Время проекции — 16 минут.

1. Научный конгресс в Астрономическом клубе.
2. План путешествия. Выбор исследователей и их спутников. Всеобщий энтузиазм. Прощание.
3. Чудовищный завод. Построение снаряда.
4. Кузница, печи, строительство гигантской пушки.
5. Астрономы садятся в ядро.
6. Заряжают пушку.
7. Огромная пушка. Парад гвардии. Салют.
8. Полёт через пространство. Луна приближается.
9. Ядро попадает Луне в глаз!!!
10. Падение ядра на Луну. Свет Земли. Вид на Землю с Луны.
11. Долина кратеров. Извержение вулканов.
12. «Звёздные» сны (болиды, Большая Медведица, Феба, Близнецы, Сатурн).
13. Снежная буря.
14. 40 градусов ниже нуля. Спуск в лунный кратер.
15. Внутри Луны. Грот гигантских грибов.
16. Встреча и сражение с селенитами.
17. Захвачены в плен!!
18. Лунный король. Армия селенитов.
19. Бегство.
20. Дьявольская погоня.
21. Астронавты находят ядро. Отъезд с Луны.
22. Падение ядра вниз в пространстве.
23. Ядро падает в океан.
24. На дне океана.
25. Спасение. Возвращение в порт.
26. Праздник. Триумфальный марш.
27. Чествование и награждение героев путешествия.
28. Парад моряков и пожарных. Триумфальный марш.
29. Возведение памятника в честь событий.
30. Народные гуляния. Селенит, захваченный в плен на Луне, выставлен на обозрение как диковина.

В фильме — 260 метров. Основные эпизоды сценария «Путешествие на Луну» заимствованы из двух знаменитых романов — «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса. Из первого взято ядро, гигантская пушка, клуб безумцев. Из второго — большая часть лунных эпизодов: снежная буря, спуск в лунный кратер, битва с селенитами, падение на дно океана и т. д.

Астрономы носят у Мельеса остроконечные шапки и мантии астрологов и собираются в зале старинного замка. Общество под председательством профессора Барбанфуи (его играл сам Жорж Мельес) принимает решение организовать межпланетную экспедицию.

Индустриальный пейзаж «чудовищного завода», где изготовляется ядро для полёта на Луну, сделан в стиле модерн. Он ловко скомпонован и производит впечатление грандиозности, поскольку актёры не появляются в этой картине.

Мельес обладал чувством киноритма и умением остроумно и весело шутить. Чего стоит, к примеру, полёт снаряда с астронавтами к Луне мимо различных небесных тел, из «окошек» которых, приветствуя путешественников, выглядывают хорошенькие девушки.

Фрагмент, когда ядро пересекает небо и опускается на Луну, — один из самых запоминающихся в фильме. Ядро врезается в лунный «глаз» («лик» Луны кривится от боли), а затем эпизод повторяется в более «реалистичной» трактовке (ядро вонзается в пустынную поверхность планеты).

Мельес пользуется монтажом в его современном смысле. Он предпочитал «скрытый монтаж», на котором базируются многочисленные «замещения» одного объекта другим. Об этом пишет Жорж Садуль: «Сразу после отправления ядро пересекает раскрашенный холст, который сфотографирован аппаратом на рельсах, как в „Человеке с резиновой головой“. Делают перерыв и подставляют другой макет, изображающий Луну с ядром, попавшим ей в глаз. Эффект получается великолепный. Это редкий пример, когда Мельес применяет серию трюков в качестве изобразительного средства».

«Долина кратеров» (картина 11) с её причудливыми ледяными сталактитами — великолепна по декорациям. Она содержит большой кусок чёрного неба, на котором появляется постепенно «свет земли» (картина 10), потом различные звёзды во время «сна» (картина 12). Такое «звёздное ревю» — излюбленная тема Мельеса (достаточно вспомнить «Завоевание полюса»).

Как отмечал Садуль, «внутренность Луны» (картина 15) сделана с большим размахом, хотя гигантские сталактиты и грибы немного сливаются с селенитами, одетыми в латы из прессованного картона. Замок «лунного короля» слишком отдаёт маскарадным стилем оперетт, зато висящий в небе скалистый утёс в окружении лунных водорослей и анемонов, с которого учёные отправляются обратно на землю, действительно великолепен.

Обитателей Луны селенитов изображали акробаты из Фоли Бержер, а балерины из театра Шатле — небесных светил.

Мельес был сценаристом, режиссёром, актёром, художником, механиком, сценаристом, хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также продюсером и прокатчиком своих кинолент. В 1902 году он создал фирму «Стар-фильм». Её торговой маркой стала звезда. Постановка «Путешествия на Луну» обошлась Мельесу в 10 тысяч франков (солидная сумма по тем временам).

Картина «Путешествие на Луну» стала краеугольным камнем в истории развития всего жанра киноискусства. Его новаторские методы стояли у истоков всех спецэффектов в кино. Создатели «Звёздных войн» (1977) не скрывали, что использовали опыт Мельеса.

Фильмы Мельеса вызвали волну подражаний, и скоро секреты производства, которыми он владел, уже ни для кого не являлись тайной. Жорж Мельес был художником, а не дельцом, поэтому не сумел уловить тех преобразований, которые происходили в кинопроизводстве и прокате. Кинокарьера мастера феерий оборвалась в 1913 году. Разорившись, он в конце жизни содержал лишь киоск игрушек на Монпарнасе.

Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Он увидел в кинематографе не только аттракцион, но и особый вид искусства. Поэтому неслучайно французские киноведы любят разделять историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в её собственных формах. От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актёров, декораций.

http://www.filmostory.ru/fantasy/fan-france/46-le-voyage-dans-la-lune
Записан
Елена
Global Moderator
Hero Member
*****
Сообщений: 4061


Просмотр профиля
« Ответ #2 : Апрель 23, 2012, 09:01:31 »

Владислав Александрович Старевич (1882-1965)

Создатель кинематографического жанра кукольной анимации (stop motion animation).
Он родился 8 августа 1882 года в Москве, но после смерти матери в 1901 году воспитывался в семье ее родителей в Ковно (ныне Каунас).

С детства он увлекается энтомологией и фотографией. Еще одно увлечение – театр. Он играет комические роли в самодеятельных спектаклях в своей гимназии, а еще изготавливает для этих спектаклей превосходные костюмы из подручного материала. По окончании гимназии устраивается работать смотрителем в местный краеведческий музей. На эту работу его приняли после того, как он продемонстрировал дирекции музея два альбома своих фотографий с достопримечательностями Ковно. В свободное от работы время он ведет переписку с такими же, как он увлеченными любителями – энтомологами, фотографирует, рисует карикатуры, редактирует юмористический журнал «Оса» (в не столь давние времена этот журнал назывался бы «самиздатом» - цензуру он не прошел).

Все изменилось, когда в руки Старевича попала кинокамера, принадлежащая музею – по просьбе директора он снимает фильм «Над Неманом». Фильм не сохранился, но сохранились восторженные отзывы о нем. А «для себя, для души» он снимает два фильма о насекомых – что еще может снять увлеченный энтомолог, если ему в руки попала кинокамера? Директору музея так понравились эти фильмы, что он советует молодому человеку бросить захолустный Ковно и отправиться в Москву – заниматься кинематографом профессионально. Надо ли говорить, что Владислав Старевич последовал этому совету.

Законодателями мод в кинематографе тех лет были французы. И молодой провинциальный режиссер первым делом отправляется в представительства французских студий «Гомон» и «Братья Патэ». Увы, эти именитые студии не нуждались в его услугах. Но в Москве с 1909 работала студия Александра Ханжонкова – одна из первых отечественных киностудий. Фильмы Ханжонкова вполне успешно конкурировали с популярными французскими лентами. Один из первых российских кинопродюсеров и энтомолог – кинолюбитель из провинции нашли общий язык. Старевич получил в свое распоряжение подержанную камеру, рулон пленки и договор, согласно которому он должен был в течение пяти месяцев снять свой первый фильм. Но уже через десять недель Старевич приносит заказчику целых три фильма. Разумеется, фильмы были о насекомых. И эти фильмы произвели на Ханжонкова сильное впечатление. Старевич получил в свое распоряжение более серьезную аппаратуру и съемочный павильн.

Кукольная анимация была придумана Ханжонковым … случайно. Он собирался снять сцену битвы двух жуков – рогачей за самку. Увы, на полянке перед павильоном жуки яростно сражались, а при ярком съемочном освещении замирали как вкопанные. Но не отказываться же от столь эффектной сцены? Тогда Старевич сделал из панцирей жуков муляжи с снял «батальную» сцену кадр за кадром (отсюда и берется англоязычное название -stop motion animation). Результат впечатлял – жуки сражались как живые. Фильм, в котором была первая сцена, выполненная по этой технологии, был просто документальным фильмом о жизни насекомых. Но Старевич мгновенно понял, что таким же, способом можно снимать и игровое кино!

И в 1912 году на экраны выходит «Прекрасная Люканида или Война Усачей с Рогачами» - комедийная мелодрама, основанная на сюжетах рыцарских романов. Вот только все роли в этом фильме исполняли насекомые. О том, что такое кукольная анимация в то время никто не знал и фильм стал настоящей сенсацией мирового уровня – никто не мог понять, как это сделано, как удалось так выдрессировать насекомых!

За «Люканидой» последовали новые мультфильмы – «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса». Эти мультфильмы, вышедшие на экраны в 1912-1913 годах, по праву считаются классикой мирового кинематографа.

Одновременно он снимает и игровое кино – экранизации повестей Гоголя. Для своего времени эти фильмы были не менее «революционными», чем например фильмы Лукаса, Спилберга или Кэмерона в наши дни. В «Ночи перед Рождеством» (1913) ему впервые удалось совместить в кадре анимацию и живых актеров – скачущие галушки или уменьшающийся до карманных размеров черт просто шокировали публику. При этом над мультфильмами или спецэффектами для игрового кино, неплохо смотрящимися и в наши дни, Старевич работал … в одиночку! Он никого не пускал в свою студию.

В годы Первой Мировой войны Старевич снимает фильмы по заказу Скобелевского Комитета – благотворительной организации, созданной в годы другой войны – Русско-Японской для помощи раненным. Наибольшую известность из этих работ получила «Лилия Бельгии» - притча, в которой Бельгия, сметенная волной немецкого наступления, сравнивается с цветком. В этом фильме, вышедшем на экраны в 1915 году, Старевич вновь использует сочетание анимации и игры живых актеров.

После Февральской революции Старевич вместе со всей студией Ханжонкова перебирается из Москвы в Ялту. Увы, ни один из фильмов снятых Старевичем в годы Гражданской не сохранился. Сохранились только названия в фильмографии и отзывы. Восторженные отзывы, разумеется.

Советскую власть Владислав Старевич не принял – в 1919 году он эмигрирует в Италию. И сразу получает предложение снять анимационный фильм об Икаре. Увы, компания с которой он заключил контракт, обанкротилась. Фильм так и не был закончен, никаких денег Старевич не получил. Но без работы долго ему сидеть не пришлось – он был режиссером с мировым именем. После революции и Гражданской в Европе оказалось множество российских кинематографистов. Но Старевич стал единственным, кому не пришлось «обивать пороги» и искать работу по специальности. Наоборот, потерпев неудачу в Италии, он сразу же получил предложение от французской кинокомпании «Меркурий» - постоянная работа с жалованьем не меньше чем он получал в России, в сочетании с полной творческой свободой.

И Старевич продолжает снимать свои кукольные короткометражные мультфильмы. Во Франции он снимает первый в мире полнометражный кукольный фильм - Le Roman de Renard (самые популярные русские переводы названия – Рейнеке – Лис, Роман о Лисе). Это была экранизация поэмы Гёте, написанной по мотивам средневековых французских сатирических романов.

Работа над фильмом заняла 18 месяцев в 1929-1930 годах. «Роман о Лисе» был очередной революцией в области спецэффектов – у кукол в этом мультфильме появилась мимика. Для этого Старевичу приходилось изготавливать по 150 масок с различными гримасами для каждой куклы. И, как всегда, он работал практически в одиночку. Ему помогали только жена Антония и дочери Ирина и Жанна – они работали костюмерами, аниматорами, сценаристами. Но сами куклы Старевич изготавливал в одиночку. Пересматривая «Лиса» просто невозможно поверить, что над ним работали всего четыре человека!

Увы, фильму не повезло – звучит парадоксально, но фильм с революционными спецэффектами, морально устарел в момент выхода. Все дело в том, что когда Старевич начал работу над ним, кино было немым, а к моменту завершения работы «великий немой» заговорил. И все фильмы без звуковой дорожки мгновенно стали анахронизмом.

Но деньги на озвучку «Рейнеке – Лиса» выделили … нацистская Германия. Все-таки фильм представлял собой экранизацию произведения вполне «арийского» поэта. В 1937 году состоялась немецкая премьера мультфильма. А 10 апреля 1941 года появилась и версия «Рейнеке» на французском языке. Как легко догадаться, спонсорами этой версии снова стали нацисты – северная Франция была к тому времени германским протекторатом, а южную Францию независимым государством можно было назвать только формально (немцы потом и ее оккупировали для полного комплекта).

Послевоенная прокатная судьба мультфильма сложилась не лучшим образом. Вернее никак не сложилась. Ведь деньги на озвучку выделили нацисты, значит и мультфильм нацистский. Но в наши дни «Рейнеке – Лис» регулярно издается на DVD во всех странах мира.

После войны Владислав Старевич зарабатывал на жизнь постановкой рекламных роликов. Когда заказов не было, приходилось продавать кукол из своей коллекции. Владислав Старевич скончался 26 февраля 1965 года. Многие его работы по праву считаются классикой мирового кино.

http://statehistory.ru/1597/Vladislav-Starevich---otets-kukolnoy-animatsii/

"Месть кинематографического оператора" (1912)
http://www.youtube.com/watch?v=EpBfNLV5agU

"Роман о лисе"
http://www.youtube.com/watch?v=rz0wAD1o0gs

"Ночь перед рождеством" (1913)
http://www.youtube.com/watch?v=weY6Lfr03ng

Смотрите "Ночь перед рождеством" на канале Культура 25 апреля в 14.05  Строит глазки
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=979250&cid=4&iid=121077
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!