Ещё один выходной получился. у меня ещё метания появились между Куйбышевским драматическим театром им.А.М.Горького и Московским театром драмы и комедии (одно не закончила обрабатывать, а на другое уже посматриваю, и кое что уже нахожу).
Вернёмся к Куйбышевскому. Добралась я до "Рядом-человек" из "Театра" №7 1962 (там ещё много не обработанной информации). Кстати, следующая статья за ним - "Знаменитый 702-й" как раз о постановке театра драмы и комедии. Вот такие открытия-дополнения в одном журнале. И скажите, вот как мимо такого пройти?

И ещё: автор пьесы Владимир Молько, оказывается. раньше был рабочим сцены Куйбышевского драматического театра. Такие вот метаморфозы.
Итак, прекрасно описанный спектакль в статье.
Театр №7 (июль) 1962 стр.123-125
"Рядом-человек" Афиша театра - увы! - не часто является свидетельством упорных поисков, смеслости в обращении к новой тематике, привлечения "своих" драматургов. Но вот Кубышевский драматический театр имени М.Горького работает именно так. Одна за другой ставятся тут пьесы, которые, может быть, давно уже пора перестать называть пресловутым словом "местные". Кстати сказать, этот вошедший в употребление "термин" неправомерно уравнивает явления творческие с произведениями, знаменательными лишь отдалённостью местожительсва их автора. Пьесы же, о которых идёт речь, искренне и свежо отражают явления, одинаково близкие автору, театру и зрителю. Содержание этих спектаклей обогащено непосредственными наблюдениями над жизнью, протекающей совсем рядом, хотя, разумеется, ими не ограничивается. К таким спектаклям относятся "Дачный тупик" И.Тумановской и "Рядом-человек" В.Молько, поставленные в Куйбышевском театре.
Здесь речь пойдёт о последнем спектакле.
На волжской набережной, неподалёку от завода, встречаемся мы с героями пьесы. Серый гранит, две зелёные скамьи с изогнутой спинкой, да фонарь над поворотом лестницы, ведущей к реке, - вот и всё, что открывается глазам зрителя. И среди этих скупых деталей, со вкусом отобранных художником Д.Ивановым, в которых жители города Куйбышева легко узнают родные места, как-то неприметно рождается атмосфера спектакля, тот напряжённый ритм его, который скрыт за внешне сдержанными и обыденными проявлениями размеренного течения будней.
Пьеса В.Молько, к сожалению, страдает расплывчатым решением основного конфликта. Тут и довольно шаблонный любовный треугольник, и получившая за последнее время широкое распространение тема перевоспитания человека, отбывшего заключение, и столкновение молодежного коллектива со злобным, косным обывателем. Однако театр и режиссёр спектакля Я.Киржнер, беспощадно убирая малейшие проявления сентиментальности, по-своему монтируя порядок отдельных картин и отвергая некоторые ремарки и реплики, последовательно "выстроили" свой замысел. Так возник спектакль о людях с разными судьбами, интересами, увлечениями и заблуждениями, на наших глазах сплотившихся в единую трудовую семью.
Развитие характеров, режиссёрское и актёрское прочтение их – самое интересное в этом спектакле.
Вот перед нами Борис Светлов (В.Смехов) - талантливый механизатор, возомнивший себя гениальным певцом. Он уже готовит себя к новой профессии, одевается с претензией на артистичность, не расстаётся с новенькой нотной папкой, картинно отбрасывает волосы со лба. Но вся эта мишура сразу исчезает, как только берёт он в руки чертежи своего конвейера. В том, как спешит он показать их, позабыв о полотенце, небрежно переброшенном через плечо поверх "артистической" блузы, мы легко угадываем призвание этого человека. Другой член бригады – «француженка» Вика (Л.Федосеева). Она явилась на завод, чтобы заработать справку о стаже, необходимую для поступления в институт иностранных языков. Стройная, гибкая, в модных брюках, в свитре, с великолепным грассированием в единственной французской реплике, которую ей приходится произнести, - эта девушка кажется тут человеком случайным, но постепенно её наивные глаза загораются гневом, грудной голос звучит всё увереннее. Она начинает с того, что ребячливо воюет за справедливость и сама не успевает заметить, как заговорила – и с полным правом! – от имени бригады.
Рядом с ними и Сашка Ветерков (А Худолеев). Смешной, по-ребячьи задиристый, он вообразил, что принадлежность к рабочему классу избавила его от скучной необходимости учиться. Саша старательно играет в бравого пролетария и рисуется ухарскими замашками. Он вдохновенно хвастает, задрав свой веснушчатый нос, и, казалось бы, сосредоточил весь свой интерес на новенькой гитаре и спортивных принадлежностях. Но как только в коллективе возникают осложнения, в лукавых, озорных глазах Ветеркова вспыхивает мальчишеская преданность руководителю бригады и глубокая вера в начатое им дело.
Все эти люди ещё не успели пустить корни на заводе, и Сергею Ткачеву, молодому бригадиру, нелегко руководить ими. К тому же упорно тянут в сторону и «старики».
Мы попадаем в цех, решённый художником так же строго и сдержанно, как и набережная. Тут кипит работа и… скрытая вражда. Трудной дорогой пришел к своему рабочему месту после заключения Николай Шатунов (В.Крутков). И первое, что ему приходится сделать, - вырвать молоток из рук своего разбушевавшегося "корешка". Не так уж просто обрести прежнюю веру в людей, не легко разобраться в запутанных мыслях и чувствах. Кажется почти невозможным избавиться от одиночества. Лишь постепенно начинает "Шатун" с улыбкой встречать озорные выходки Сашки.
Всем ненавистен Докукин, который в исполнении К.Девяткина вполне оправдывает свою фамилию. Всё в нём вызывает острую неприязнь. И рука аккуратно завязанная грязной тряпицей, и опущенные плечи, и торчащие "ёжиком" маленькие усики, и колючие злые глаза, скрытые за стёклами очков, и особая манера пользоваться газетными словами, которые он не всегда понимает и не всегда правильно произносит. Но этот человек, преследующий молодёжь мелкими доносами и сплетнями, кажется каким-то анахронизмом. Понятия Докукина так же отсталы, как и те производственные нормы, за которые он столь яростно воюет. Докукины опасны лишь до тех пор, покамест не окрепли люди в бригаде. Он единственный, кто остался тут чужим, несмотря на многолетний стаж.Но борьба идёт не столько против Докукиных, сколько за то новое, что рождается в людях на наших глазах.
У Шатунова с Докукиным старые счеты. И не раз готов он в ярости ударить своего врага. Но кого же заставляет режиссёр гневно встать на во весь рост перед Докукиным и возмущённо развести руками, когда тот обливает людей грязной клеветой? Оказывается, это Семён Хватов, тот самый Хватов, который ещё недавно не менее яростно, чем Докукин, выступал против новшеств! Однако Н.Кузьмин последовательно приводит своего героя к такому финалу. Артист удивительно ярко раскрывает эту колоритную фигуру. Цепкие руки, хриповатый голос, размашистые движения и пьяная слеза так же органичны в нём, как и широкая, добродушная улыбка и неуклюжая дружеская заботливость. Мы понимаем, как много дурного и хорошего намешано в этом человеке, которого товарищи не зря называют "кричащим противоречием".
Не прямолинейно, не как столкновение отдельных людей развивается конфликт на протяжении всего спектакля. Идёт ли горячий спор между Докукиным и вдохновителем молодёжи - старым большевиком Бурковым (А.Дёмич), ополчается ли Бурков на Николая за его озлобленность или на Хватова за пьянство, Бурков не выглядит тем отвлечённым, стоящим над коллективом, недремлющим партийным оком, которых мы в течение долгих лет устали видеть на наших стенах. Бурков выступает всегда в окружении людей, как бы опираясь на них и апелируя к ним. Актёр не скрывает, что его герой уже заметно постарел, что он болен, а к тому же вспыльчив и ворчлив.
Можно говорить об отдельных недостатках этого спектакля. Но это не изменит доброго отношения к согретому тёплым юмором спектаклю.
Е.Балатова