Веб-сайт В.Б.Смехова : В начало форума
Декабрь 08, 2019, 08:55:48 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Дата открытия форума - 18 февраля 2009 г.
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5
  Печать  
Автор Тема: Куйбышевский драматический театр имени А.М. Горького  (Прочитано 51472 раз)
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #30 : Октябрь 26, 2013, 11:45:35 »

В столицу на гастроли
28 июня 1962 г. Волжская Коммуна
  Через несколько днй наш драматический театр выезжает на гастроли в столицу нашей Родины - Москву.
  За последние двадцать с лишним лет театр несколько раз  показывал в столице отдельные  спектакли. В 1939 г на всесоюзном смотре горьковских спектаклей москвичам  был показан спектакль "Варвары", в 1959 году "Дело Артамоновых", а в 1961 году - "Дачный тупик" (по московскому телевидению). Все спектакли получили хорошую оценку.
  Десять названий увидят москичи на наших афишах. Это десть разнообразных по жанру и тематике спектаклей: инсценировка романа "Деро Артамоновых", "Егор Булычов и другие" А.М. Горького, дарамтическая повесть о жизни советских моряков - "Океан" А.Штейна, трагедия В Шекспира "Ричард III", "Мария Стюарт" Ф.Шиллера, "Опалнные жизнюю" Д.Каллегари, трагикомедия Эдуардо де Филиппо "Моя семья", весёлая, непритязательная комедия чешксого писателя О.Данеко "Клапачек женится". Большое место в нашем репертуаре занимает так называемая местная драматургия. В Москве мы покажем два спектакля местных авторов "Дачный тупик"  И Тумановской и О.Тарасова, а также "Рядом- человек!" В.Молько.
  Во время гастролей в Москве актёры будут иметь ? выступить в ролях разного плана. Н.Засухина москвичи  увидят в ново и необычной для него роли Ричарда III, а также в ролях Петра Артамонова ("Дело Артамоновых"), попа Павлина ("Егор Булычов и другие") Ткачева ("Рядом-человек!"), А.Демича - в ролях Егора Булычева, Артуро Стильяно ("Моя семья") и полковника Корчевого ("Дачный тупик"), С.Пономарёва - в ролях Егора Булычова, Ильи Артамонова и других; В.Ершову - в ролях королевы Елизаветы в "Ричарде III", двух королев в "Марии Стюарт", сеньоры Мастропаолы в "Опалённые жизнью" и сеньоры Стильяно в "Моей семье". З.Чекмасова сыграет роль Анны Семёновны Рогозиной ("Дачный тупик", сеньоры Мастропаолы, а также другие роли. Широко будут представлены в спектаклях актёры среднего поколения: Н. Кузьмин,  М.Лазарев, Н. Засухна, Г.Левин, С.Боголюбова, Е.Назарова, А Чурсанова, а также актёрская молодёжь.
  Длительная и упорная подготовка театра к московсим гастролям  подходит к концу. Третьего  июля на сцене прославленного  Московского Художественного театра мы покажем свой первый спектакль.
  Гастроли Куйбышевского драматического театра в Москве ко многому обязывают наш коллектив. Это своебразный творческий отчет о культурной жизни нашего города.
Л.Григорьева
Директор театра
П.Монастырский
Главный режиссёр
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:26:46 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #31 : Октябрь 27, 2013, 12:17:37 »

ИЮЛЬ
здесь календарь спектаклей и статей из разных газет. На сей раз за основу ложится "Вечерняя Москва" (*ВМ) (по умолчанию статьи из неё)

3  "Дело Артамоновых"       МХАТ                             (из статьи "Вы это увидите впервые"), "Перед столичным зрителем" Советская Россия (*СР)
4  "Ричард III"                   МХАТ
5  "Рядом-человек!"            МХАТ
6  "Ричард III"                    МХАТ
                            "Творческий поиск" (о "Деле Артамоновых"), "Театральная хроника" "Волжский комсомолец"
7  "Клапачек женится"         МХАТ                            фото "Клапачек женится" "Московская правда", "СР" ТВ 2 программа 20.30 Творческий вечер Куйбышевского областного театра имени Горького. "ВМ" Творческий вечер Куйбышевского областного драматического театра имени А.М.Горького Передача из Телетеатра (фрагменты спектаклей "Егор Булычов", "Рядом-человек!", "Ричард III", "Клапачек женится", "Третья патетическая")
8  утро "Дело Артамоновых"  МХАТ                "Первые спектакли, первые успехи. На гастролях в Москве" "Советская Россия", "Куйбышевцы в Москве" (о "Рядом-человек!") "Волжская коммуна"
    вечер "Ричард III"           МХАТ
10 "Океан"                          МХАТ            "ВМ" Радио 3 программа  23.00 К гастролям в Москве Куйбышевского областного драматического театра имени Горького
    "Рядом человек"              театр имени Ермоловой
11 "Опалённые жизнью"       МХАТ
    "Моя семья"                    театр имени Ермоловой
12 "Дачный тупик"               МХАТ             ?Радио 2 программа 20.15 Радиокомпозиция спектакля "Океан" ВМ и СР
    "Мария Стюарт"               театр имени Ермоловой
13 "Мария Стюарт"               МХАТ
    "Опалённые жизнью"       театр имени Ермоловой
14 "Океан"                          МХАТ
    "Рядом-человек!"             театр имени Ермоловой
15 утро "Дачный тупик"        МХАТ
    вечер "Клапачек женится" МХАТ
    утро "Мария Стюарт"        театр имени Ермоловой
    вечер "Опаленные жизнью" театр имени Ермоловой
16 "Егор Булычов и другие"    театр имени Ермоловой       "Рядом-человек!" 
17 "Ричард III"                      театр имени Ермоловой       фото из "Ричарда III" (Засухин, Лазарев) и "Джан Каллегари смотрит свою пьесу"
18 "Мария Стюарт"                 театр имени Ермоловой       "У подъезда МХАТа - очередь" "Волжский комсомолец"
 Подмигивающий продолжение следует
19 "Океан"                            театр имени Ермоловой        фото из "Клапачек женится", ТВ 1 программа 19.00 "Рядом-человек!" Спектакль Куйбышевского областного драмтеатра им. Горького
20 "Клапачек женится"           театр имени Ермоловой 
21 "Мария Стюарт"                 театр имени Ермоловой          "Успех окрыляет" "Волжская коммуна"
22 утро "Ричард III"               театр имени Ермоловой
    вечер "Опалённые жизнью" театр имени Ермоловой
23 "Ричард III"                      театр имени Ермоловой
24 "Ричард III"                      театр имени Ермоловой
25 "Опалённые жизнью"         театр имени Ермоловой

26 "Клапачек женится"           театр имени Ермоловой
27 "Дачный тупик"                  театр имени Ермоловой
28 "Опалённые жизнью"         театр имени Ермоловой
29 утро "Дачный тупик"           театр имени Ермоловой
    вечер "Опалённые жизнью" театр имени Ермоловой        ТВ 2 программа 19.00 О.Данек. Спектакль Куйбышевского областного драматического театра имени А.М.Горького
30 "Ричард III"                       театр имени Ермоловой 
        фото из "Опалённых жизнью"  (Демич, Виноградова),
31 "Клапачек женится"            театр имени Ермоловой                  "Молодость театра" "Советская культура" (с фото Ричарда) 11.01.2014
     "Опалённые жизнью" 19.00 Зеркальный театр сада Эрмитаж
  АВГУСТ
1   "Дачный тупик"                  театр имени Ермоловой
     "Опалённые жизнью" 19.00 Зеркальный театр сада Эрмитаж
2   "Ричард III"                       театр имени Ермоловой        "Вровень со временем. На гастролях в Москве" Советская Россия

3   "Клапачек женится"            театр имени Ермоловой
     "Опалённые жизнью" 19.00 Зеркальный театр сада Эрмитаж
4   "Опалённые жизнью"          театр имени Ермоловой   
     "На верном пути" "Волжская коммуна"
5   утро "Ричард III"                театр имени Ермоловой   
     вечер "Опалённые жизнью" театр имени Ермоловой       
6   "Ричард III"                        театр имени Ермоловой     
"Последний спектакль"   
Закрытие гастролей, "Изменчивость живого лица. 10 спектаклей в Москве" "Правда" 11.01.2014
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:27:20 от Ольга Певица » Записан
Елена
Global Moderator
Hero Member
*****
Сообщений: 3957


Просмотр профиля
« Ответ #32 : Ноябрь 10, 2013, 04:16:48 »

"Самарская газета"
08.09.1999

"Искусство в массы"


Под этой рубрикой редакция "СГ" планирует публиковать материалы из прошлого и настоящего российской сцены. Самарский академический театр драмы, безусловно, один из лучших в колорите, так называемых, переферийных театров страны. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей фрагменты воспоминаний известного в театральном мире людей - режиссера Петра Львовича Монастырского и актера театра на Таганке - Вениамина Борисовича Смехова, относящиеся к началу 60-х годов. Достаточно молодой режиссер и юный выпускник театрального училища из Москвы были непосредственными участниками событий того времени, когда закладывалась основа будущего академического театра. В частности в этих фрагментах много места уделяется работе с таким известным мастером сцены, каким был Николай Засухин.

В.Смехов. Записки на кулисах.

После диплома.

...Я переехал на Волгу в возрасте 21 года, имея на руках следующее:

1) пару чемоданов для первого обзаведения;

2) договоренность с главрежем о роли Часовникова в "Океане" А.Штейна;

3) свежий титул молодожена, юная супруга которого оставалась в Москве заканчивать техническое образование у метро "Сокол";

4) мечты и надежды - с некоторым оттенком иждивенчества (волжская группа, мол, непременно прослезится при виде такого подвига москвича с таким дипломом и т.д.) и 5) два пустых блокнота - вести дневник непременных успехов... То есть не диплом, а уже "апломб с отличием"...

Первые впечатления. Город огромен и самобытен. Волга изумительно хороша, и набережная, на которой мне сняли комнату, - также. Театр игрушечно красив, возвышается классическим архитектурным "пряником" XIX века над рекой, на холме, на площади Чапаева, дом N 1. У театра вековые традиции, чувствуется "порода". Меня приняли на "вы", по имени-отчеству, почтительно и сухо. О том, каковы актерские их страсти - закулисные мордасти, а также о том, как напряженно и по-разному в труппе ожидали моего первого шага, узнал значительно позже. У каждого своя жизнь, свой быт, а главное, не один-два дипломных спектакля за год в нежных, любящих, парниковых садах училища, а восемь скоростных пулеметных "очередей" в сезон. Петр Монастырский твердо пообещал роль, и это пока выполняется.

Вечерами я изучаю театр, смотрю спектакли. Сразу выделил для себя Николая Засухина. Это артист. И это видно всегда - и на сцене, где он всегда неожидан, и в жизни, где он скромен, молчалив, но очень по-доброму внимателен.

Я считаю настоящим везением моего первого сезона участие в спектакле "Ричард III". Спектакль Петра Монастырского и роль Ричарда - Засухина обрели всесоюзную славу и достойно украсили советское шекспироосвоение.

Говорят, выигрывают те артисты, которые познают себя на великой драматургии. На данном персонаже, пожалуй, ничего особенно не познаешь. Но сам Шекспир плюс работа постановщика и главного исполнителя оказались в итоге заметной школой на моем пути. И школой игры, и школой жизни.

"Ричард III" затмил все частные переживания, все подробности моего быта и трудов земных. Работа над Шекспиром вырастает в моей памяти монументально, как единственное воспоминание трех-четырех месяцев 1962 года.

Пророки-театралы перестарались, они забыли, что каждая новая работа Засухина на куйбышевской сцене побеждала вопреки предчувствиям. Это существует такой разряд актеров - играющих вопреки предчувствию, но - абсолютно убедительно. Засухину приходилось преодолевать гораздо больше, чем молву и чьи-то домыслы. Он преодолевал каждый раз всего себя: внешность, социальный тип, покойную речь, домашний "неактерский" человеческий стиль. Он просиживал дома над гигантским аквариумом, он прозывал своих рыбок по латыни, он вникал в подробности фотолюбительства и подледной рыбалки. И это все ему надо было каждый раз преодолевать. И отнюдь не по учебнику, а по личному режиму самобеспощадности.

Меня влечет "высокий штиль" речи, когда я говорю о замечательной работе Николая Николаевича Засухина. Но я не одинок: до сего дня (а прошло два десятилетия) живет эхо его игры в "Ричарде", очень многие люди и Москвы, и Куйбышева, и других городов с удовольствием делятся радостью старого воспоминания. Я даже не ссылаюсь на объемную прессу. Я помню толпы зрителей, взыскательных и весьма в то время утоленных москвичей, через полчаса неистовых оваций... Засухин, мне казалось, больше уставал от выходов на поклоны, чем от всего спектакля. А зритель хлопал в старом, добром здании МХАТа (там шли летом гастроли), и много раз повторялось: "Спасибо, Засухин! Оставайся в Москве!..". Через много лет он "послушался" и остался. И работает, между прочим, артистом (народным артистом) в Художественном театре. Но это - совсем другая песня, другой разговор.

Итак, "Ричард III". От первой до последней репетиции я прошагал от дома до театра, просидел в зале, независимо от личной занятости - и все рядом с Николаем Николаевичем, и все благодаря предчувствию чуда. "Ричарда III" готовили в театре весной и в начале лета 1962 года. Показали городской "премьерной" публике. Как это часто случается, публика "лицом к лицу лица не увидала", похлопала дружно и кратко, разошлась по домам... Театр выехал в Москву, на весьма ответственные гастроли.

"Гвоздем" программы служил "Ричард". Москва жила активной счастливой театральной жизнью. Вот неполный перечень удовольствий любителей театра: "Варвары" и "Идиот" - Т.Доронина, И.Смоктуновский, П.Луспекаев, Е.Копелян и др. - в дни гастролей театра Г.Товстоногова; розовские спектакли А.В.Эфроса и его громкое начало в Театре им.Ленинского комсомола; "Власть тьмы" и "Каменное гнездо" в Малом; "Дамоклов меч" у Плучека в Сатире; акимовская "Тень" Е.Шварца (тоже гастроли ленинградцев); все первые спектакли О.Ефремова и молодых "соременниковцев", "Вид с моста" у А.Гончарова...

Москва была близка к театральному зазнайству. И тем не менее "Ричард" имел оглушительный успех.

Когда закончились гастроли, когда прошел летний отпуск, когда я с "семьем" переехал на теплоходе в Куйбышев, меня хватило в новом сезоне только на один месяц. Я дезертировал в тыл, в Москву, без определенных надежд, но с уверенностью. Все было при этом - и беседы, и переживания, и телефонные звонки, и масса советчиков. Я уехал.

К этому времени у меня сложились и деловые, и дружеские связи с куйбышевскими журналистами из "Волжского комсомольца". Вышло несколько моих заметок - на темы кино и театра. А в мой последний день, 29 сентября - так случайно совпало, - вдогонку моему "поезду побега" газета напечатала на трех полосах огромную пламенную статью мою "Николай Засухин - актер и человек". Там не было просто славословия, там состоялся посильный разбор и расчет со всеми ценностями искусства, связавшими начинающего актера с городом, который он покидал навсегда.



...Два или три раза "Ричард III" был сыгран на сцене Театра им.Ермоловой. И зашел я как-то после спектакля в гримерную Засухина, о чем-то, кажется, договориться. Видим, входит известный артист, красивый, полный, сияющий улыбкой Леонид Галлис. Ермоловец пришел приветствовать в своем доме дорогого гостя. Засухин стоит перед ним Ричард Ричардом, взмокший, но добродушный.

- Браво, дорогой коллега! Спасибо, поздравляю от всей души!

Засухин вежливо кланяется, извиняется, переодевается. Галлис садится, и Николай Николаевич ему виден только в трюмо. Они весело обмениваются репликами; Галлис перечисляет, кто из столичных знаменитостей был сегодня и какие комплименты дарили... И вдруг...бледнеет на глазах. А артист привычно снимает парик, иссиня-черный, до плеч, накладные брови, бережно отделяет гуммозный нос, стирает морщины... На месте жгучего брюнета с рельефной удлиненной физиономией оказывается простодушный, белобрысый, лысеющий и курносый самарец, рыбак, добряк - кто угодно, только не кровожадный Ричард... И видавший многие виды Леонид Галлис начинает хохотать, бить себя по коленке, изумляться и цокать языком:

- Вот это номер! Вот это не ожидал! Чтобы такой простой парень - и вдруг... Ну и ну! Теперь уж я поздравляю, извините, самого себя...гм, с открытием!

С Николаем Засухиным мы познакомились сорок лет тому назад, когда я, режиссер уже с двадцатилетним стажем, приехал в Куйбышев.

...К какой-то юбилейной дате, помню, мне поручили поставить "Интервенцию" Л.Славина. Центральные роли м-м Ксидиас, ее сына Жени, Бродского были поручены ведущим мастерам В.Красевой, И.Спиридонову, А.Демичу, а бессловесную роль сенегальца Али я торжественно вручил Николаю Засухину. Здесь нужно быть черным, а для этого необходимо было мазать жженой пробкой лицо, потом его размывать... Целая история. Кому бы "сбросить" такую невыгодную роль, чтоб еще чего доброго не получить от актера от ворот поворот? И роль была отдана ему, артисту вспомогательного состава... Думая о той работе сегодня, я почти не могу вспомнить, что делали мои те самые, ведущие мастера, мои "первачи", а вот Али, бессловесный черномазый истукан Али в исполнении Николая неожиданно стал заметной работой, актерской удачей, которую я очень хорошо помню и сейчас, спустя многие годы.

Вспоминая манеру существования этого артиста в театре, я с уверенностью могу сказать, что для него не было понятия "маленькая" роль, роль "без ниточки". Он умел увлечься самим материалом, его вторым планом, его подтекстом. Он горячо, заинтересованно принимал подсказки режиссера, и вскоре вырисовался Человек у дверей важнейшего кабинета, в который входили и из которого выходили разные люди. И все это было нужно и интересно сенегальцу Али - Николаю Засухину.

В этой работе с артистом важен был не результат, а тот процесс, та увлеченность, отдача, с которыми Засухин отнесся к крошечному, малозаметному эпизоду. Эту работу я часто ставил в пример другим артистам, я ее помню и с удовольствием об этом пишу. Первая любовь всегда оставляет в душе заметный след и становится тем раритетом, с которым трудно бывает потом расставаться.

Двадцать лет мы шли с артистом по жизни вместе. Свежи в памяти многих почитателей куйбышевского театра такие наши с ним работы, как Петр Артамонов, где артисту удавалось прожить на сцене полувековой путь от влюбленного юноши до полуразвалившегося старика; как Фома Гордеев и Павел Власов в инсценировках горьковских романов; как князь Мышкин, Отело или Ричард III, сыгравший в биографии театра, режиссера и самого артиста заметную роль. Такой союз двух художников встречается нечасто. Режиссер, не щадя себя, все, что мог, отдавал спектаклю, коллеге. Коллега, в свою очередь, не щадя себя тоже, все, что мог, "тащил" на сцену.

Мы учились друг у друга. Мы учили друг друга.

Как-то во время одной из последних репетиций "Дела Артамоновых", где в трактирной сцене Засухин взрывался и, потрясенный ситуацией, швырял пустую бутылку в большое зеркало, и, казалось, что серлдце его не выдержит внутреннего надлома, в зрительный зал вошла супруга артиста и, потрясенная состоянием мужа, боясь за непредсказуемость его поведения, полуистерически, в слезах, закричала:

- Петр Львович! Что вы делаете с моим мужем?

Ничего особенного мы не делали. Просто прежде в таком качестве она его не видела. А выяснилось, что артист не умел работать вполсилы, вполоборота. Просто прежде, в ролях принципиально иных, в ролях меньшей сложности, Засухин не раскрывался с такой яркостью и силой, на таком уровне отдачи и потрясения, которые удалось в нем раскрыть в этой работе.

Взаимная творческая и человеческая потребность друг в друге являла суть наших отношений. Мы могли перезваниваться и в ночное время, не стесняясь, не испытывая неловкости, если кого-нибудь из нас посещала та или иная удачная идея.

...Шли репитиции "Фомы Гордеева". Декорации Ильи Мендковича были почти готовы, но нас обоих что-то в них не устраивало, что-то раздражало. Возможно, бытовые подробности, лишавшие исполнителей права на неожиданность; может быть, пиетет перед первоисточником? То ли? Это ли? Или что-то другое? Но мы оказались в плену мертвой последовательности, хрестоматийности. Сейчас уже трудно да и не нужно напрягать память, чтобы вспомнить мотивы раздражения. И вдруг...

Часа в два ночи, когда мне и моим домашним снились, очевидно, уже третьи сны, раздался вдруг телефонный звонок. Засухин. Без долгих объяснений и и звинений:

- Я знаю, что вас раздражает. Мы хотим быть католиками больше папы римского. У нас и детские игры Фомы с ровесниками на заднем дворе с огромным забором, за которым и неба-то не видно. Мы боимся отступить чуть влево, чуть вправо от автора, будто там в нас выстрелят. Так мы ничего не сделаем. У Горького, действительно, все это написано, и все подроюности мы сохраняем. Но нужны ли такие подробности спектаклю? Давайте поищем поэзию, метафору, связанную с рождением наследника, которого так ждет Игнат Гордеев. Взорвем тишину провинциальности и аккуратность наших поисков и найдем романтические краски для важнейшего эпизода.

Уже через день театр поставлен был буквально с ног на голову. Или как раз с головы на ноги: отменены были нелепые декорации, мешавшие глубинному смыслу, из текста инсценировки исключили сцены, тормозящие развитие второго плана, появилась музыка, колокольные звоны, была сочинена народная сцена из мужиков и баб, которых в романе вовсе нет, художник соорудил новый полукруглый пандус, во время вращения которого на него вбегал Игнат и под колокольный звон и приветственные крики толпы возвещал всех о событии в его жизни: "Фома Гордеев родился! Слышите? Наследник родился!!!" Он разбрасывал горсти монет, а восторженная толпа, подхватывая их на бегу, аккомпанировала радостными криками своему хозяину. После такой редакции сцены весь спектакль пошел по иному, более образному пути. Я, не стесняясь, учился у Засухина.

Засухин учился у меня.

...Шла подготовка театра к московским гастролям 1962 года.как и полагалось тогда, репертуар предстоящей поездки обсуждался на художественном совете. В готовых спектаклях нужно было провести косметический ремонт, в то же время новую премьеру "Ричард III" тоже необходимо было выпустить в срок. Времени оставалось очень мало. И несмотря на то, что работа над Шекспиром близилась к концу и отчетливо просматривалась творческая удача и коллектива, и режиссера, и актера, Засухин, член совета, ко всеобщему удивлению, предлагает вдруг затормозить выпуск "Ричарда", а освободившееся время отдать на "ремонт" старых спектаклей.

Нам очень хорошо знакомы актерский эгоизм, фатальная самовлюбленность, болезненная потребность артиста лишний раз напомнить о себе столичным критикам, родственникам, начальству. особенно когда есть, что показать и в чем показаться. Но казалось, Николай Засухин к этому всегда был равнодушен. Его коробило "актерствование" коллег.

Когда в финале спектакля, например, экзальтированные девочки и мальчики и сегодня бегут на сцену с цветами и восторгами, это, наверное, естественно и приятно. Но если цветы вручают актеру, а рядом стоящая актриса такие цветы почему-то не получает, то обида наносится всему театру. Тем более, если актер свои цветы будет крепко прижимать к груди, и не проявит должного благородства, и не подарит их рядом стоящей женщине-актрисе, которая вместе с ним только что играла... Я всегда требовал от актеров-мужчин вести себя более корректно и часто видел обиду в их глазах. Желание защитить свое право на завоеванный трофей. Мне известен один юный поклонник прекрасной актрисы, который за деньги папы и мамы систематически покупает и публично преподносит ей дорогие букеты. А та и не думает прекратить это нелепое, мещанское расточительство. Все это непростительное каботинство, далекое от красивого, возвышенного поклонения таланту.

Засухину, казалось, это было чуждо. Его больше волновала судьба всего театра, чем возможность покрасоваться самому перед публикой.

Конечно, работа над "Ричардом" была доведена до конца. Конечно же, спектакль этот был включен в гастрольную афишу. И, конечно же, как выяснилось, игра стоила свеч: эффект был поразительный. Зрители на гастролях заполняли до отказа Ермоловский театр, у касс толпились люди в поисках билетов, и после каждого представления устраивалась овация.

С балкона скандировали: "За-су-хин, ос-та-вай-ся в Москв-ве!" И были цветы и восклицания. похвалы ит поцелуи, и много раз он выходил на поклон, и уже все участники, чувствуя свою якобы непричастность к спектаклю, покинули сцену, оставив заглавного исполнителя наедине с публикой, а он все кланялся, и кланялся, и посылал залу воздушные поцелуи.

П.Монастырский. "Мой театр".
Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #33 : Ноябрь 13, 2013, 09:56:47 »

Гастрольная афиша есть (ТВ только перепроверить). это я в отпуске от субботнего графика отбилась Подмигивающий
Вениамин Борисович, а Вас, оказывается, "Советская Россия" упоминала!
"Вровень со временем. На гастролях в Москве" Советская Россия 2 августа 1962 г.
« Последнее редактирование: Ноябрь 13, 2013, 11:18:27 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #34 : Ноябрь 30, 2013, 10:16:34 »

Выкладываю обработанные тексты. Работа за 3 субботы. И, УРА! я нашла фото крупным планом в новом сезоне 21 сентября 1962 г. в Волжском комсомольце к статье "Дружба должна крепнуть" вас, Вениамин Борисович, с режиссёром Киржнером. И история с афишей "Ричарда III" после передач на телевидении, статей в обеих газетах продолжится и всё таки благополучно завершится в следующем сезоне 1962-... . Но это позже.
К статье с Вениамином Борисовичем я добавлю пару статей о театре.
Гастрольная афиша корректируется в соответствии с найденными данными. Правила и в прошлую субботу, но не обостряла на этом внимания.
Да, и 7 - опять выходной (у меня концерт  Веселый)
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2013, 11:24:55 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #35 : Ноябрь 30, 2013, 10:38:06 »

  8 июля 1962 г. "Советская Россия"
На гастролях в Москве Первые спектакли, первые успехи


  Когда иной театр упрекают в том, что на его афише нет классики, то в первую очередь говорят: "А где же у вас Шекспир, Островский?...". И это совсем не потому, что они нужны для процентного соотношения современного и классического в репертуаре. Заложено в них то вечное, что остаётся понятным, нужным и духовно необходимым для человека всех времён.
  Всё это мы знаем и всё же, когда идём в театр смотреть Шекспира, невольно думаем, а сумеют ли, донесут ли, сыграют ли?
  Без преувеличения - Куйбышевский  театр имени Горького покорил москвичей своим "Ричардом III". Тот высокий накал, который захватил зал, заставил жить мыслями и чувствами шекспировскими, а значит, огромными, - заслуга всего театра, - тонкого, вдумчивого режиссера П.Монастырского, своеобразного художника П.Белова, исполнительского состава в целом и, конечно, прежде всего заслуженного артиста РСФСР Н.Засухина. Как это хорошо, что, наконец-то, говоря об актёре, можно не бояться превосходных степеней. Ведь искусству нашему больше пристала именно эта степень, нежели другая.
  Ричард III - один из  сложнейших образов Шекспира. Это гениальный лицедей, который для достижения своей цели способен принять любую личину. Сила перевоплощения Ричарда так велика, что даже леди Анна у гроба убитого им мужа склоняет перед ним свою гордую голову. Это первая победа Ричарда - Н. Засухина. И достаётся она нелегко. Идёт поединок двух людей, из которых один - убийца, другой  - жертва. Ричард издевается над страданиями вдовы, но это только ожесточает её. И вот он мгновенно меняет тактику. Ричард плачет, как беспомощный ребёнок: все его злодейства только для того и совершались, чтобы добиться любви Анны. Пусть она сама пронзит мечом его  грудь. Со страстным ожиданием смотрит Ричард на Анну, и... меч падает из её рук. Но игра должна быть доведена до конца. И победитель становится робко-нежным. Он умоляет в знак прощения взять его кольцо и любуется, как плотно и цепко охватило оно руку жертвы.
  Венец короля должен украсить голову Ричарда. Все силы ума, злого, изворотливого, поражённого  страшной неизлечимой болезнью - жаждой царствовать, направлены на это. Деловито договаривается Ричард с наёмными убийцами. Они отправят на тот свет его брата Кларенса, которого он только что так искренне жалел. Расчетливо нанесёт он смертельный удар, сообщив о гибели Кларенса другому брату - больному королю Эдуарду, и лицемерно удивится при этом: разве не по приказу короля это делалось?
  Всё неутомимее становится Ричард. Он всё учитывает, всё взвешивает. И вот, наконец, цель близка. Мэр и именитые горожане умоляют его принять корону. И Ричард не может отказать себе в удовольствии не сразу  согласиться, поиграть с ними, как кошка с мышкой.  В его руках молитвенник. Он просит извинить его - он так был погружен в беседу с богом, что не сразу заметил своих гостей.
  И, наконец, одна из лучших сцен спектакля. Ричард коронован. "Разойдитесь все," - единственные слова, которыми он отвечает на приветствие придворных.  Ричард один. Стремительно отходит он от трона. Так вот оно, это упоение властью, которой он добивался со страстью, не знающей пощады всему живому. Зябко кутается Ричард в свою великолепную королевскую мантию. О чем он вспомнил? Может быть, о том, как поднял мантию, оброненную смертельно раненным его словами Эдуардом? Или о человеческих жизнях, устилающих его путь?... Но зачем эти мысли о прошлом? Нужно думать о  настоящем. Н.Засухин здесь стремителен, он как бы "обживает"  завоёванное им пространство. Он играет так, что трон кажется предметом одушевлённым.
  После этой сцены, кульминационной в спектакле, как бы наступает внутренний перелом. Теперь вся энергия, вся воля Ричарда направлены к тому, чтобы удержать власть. И здесь уже мы видим: что было силой Ричарда, оборачивается против него. Ещё недавно в пустом тронном зале король был счастлив, упоён своим могуществом. А сейчас в бесплодных попытках удержать власть одиночество стало его злейшим врагом. Ему не нужен никто, но и он никому не нужен.
  Решение образа Ричарда III в Куйбышевском театре  кажется нам и классическим, и очень современным. Это трагедия воли и ума, направленных только для одного - собственного возвеличивания, идеи порочной и античеловеческой. Очень точен и внешний рисунок роли, хотя артист и не прибегает к чисто внешним приёмам. Каждое его движение идёт от глубокого осмысливания сложного  характера.
  Ценно, что в Ричарде  - Засухине мы не увидели злодея, просто довольного своим злодейством. Очень красноречивы все его внутренние монологи, когда оставшись один на сцене, он как бы оценивает то, что сделал или задумал. Какая-то глубоко спрятанная улыбка, мрачная и полная удовлетворения, освещает его лицо. Удовлетворения не от самого факта совершенного, а от сознания своего превосходства над людьми.
  Исполнение Н.Засухиным одной из сложнейших ролей шекспировского репертуара - несомненный вклад в историю нашего театра. Кто знает, может быть, образ Ричарда мог бы быть  более укрупнённым, более масштабным. Но спектакль ведь ещё очень молод. В Куйбышеве его впервые  увидели в прошлом месяце. Так что для москвичей это премьера. Несомненно, "Ричард III"  от спектакля к спектаклю будет расти, потому что начало в нём творческое. Приобретёт какие-то новые, может быть, более точные детали, развивающие то, что задумано, и Н.Засухин.
  Немногим более десяти лет работает в коллективе этот артист, пришедший в студию театра совсем молодым человеком. Сыграно им за это время немало ролей. Это и роль юного Ленина в "Семье", и Швандя, и Добчинский, и Силан в "Горячем сердце". На гастроли в Москву Н.Засухин привёз значительную работу - образ Петра в инсценировке "Дело Артамоновых". Увидят его зрители и в ролях рабочего Сергея Ткачева в спектакле "Рядом - человек!" Вл. Молько и Павлина в "Егоре Булычове".
  Творческий, интересный коллектив Куйбышевского театра, как и другие театры, приехавшие на гастроли в столицу, привлекает сейчас внимание москвичей. Куйбышевцы только начали. Это очень удачное начало. Радуют их серьёзность и взыскательность в выборе репертуара, их режиссёрское и актёрское мастерство, их ответственность перед зрителем, перед всем советским искусством.
М.Саблина
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:28:01 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #36 : Ноябрь 30, 2013, 10:39:50 »

"Волжский комсомолец" 18 июля 1962 года.
У подъезда МХАТ - очередь
К гастролям куйбышевского театра

  Провожая коллектив нашего драматического театра в столицу и желая ему успеха, все мы прекрасно понимали, что трудно, очень трудно будет понравиться вызскательной московской публике. Вы только представьте себе сегодняшнюю, театральную и концертную Москву, где, кроме куйбышевского театра, продолжают сезон московские театры (им. Моссовета и вахтанговцы), гастролирует Саратовский областной театр им. К.Маркса, показывает свои спектакли Варшавская оперетта и впервые в СССР выступает американский джаз-оркестр Бенни Гудмана.
  И всё-таки, несмотря на (на) что, у подъезда МХАТа, где проходят спектакли нашего театра, каждый вечер толпится  народ, и почти каждый вечер обнаруживаются желающие приобрести "лишний билетик..."
  Первым, кого я встретил в театре, был заведущий литературной частью Л.А. Финк. Интервью было максимально коротким, ибо Лев Адольфович, как всегда, куда-то спешил: "Хорошо. Очень хорошо!" И, добавив: "Н.Н. Засухин - человек, покоривший Москву. Читали "Советскую Россию?" - умчался по своим литературным делам.
  Захожу в театр им. Ермоловой. Сегодня наши играют здесь "Опалённые жизнью". Из-под очков нескрываемой радостью сверкают глаза галвного режиссёра П.Л.Монастырского: "Неплохо идут дела. Читали "Вечернюю Москву"? Хорошие отзывы об игре С.И. Пономарёва, Н.Н. Засухина, М.Г. Лазарева, К.А. Девяткина, В.К.Круткова.
  - Пётр Львович, а какие спектакли пользуются особенным успехом?
  - Прежде всего, конечно, "Ричард III". Роль Ричарда - большое достижение заслуженного артиста РСФСР Н.Н. Засухина - актёра, несомненно, талантливого и очень трудолюбивого. Кроме "Ричарда III", пользуются успехом спектакли "Дело Артамоновых", "Опалённые жизнью", "Океан" и "Рядом-человек!".
  Наш разговор был прерван на несколько минут. Принесли букет цветов с просьбой передать его засл. артисту РСФСР А.И. Демичу - исполнителю главных ролей в спектаклях "Егор Булычов и другие", "Опалённые жизнью" и "Моя семья". Стало как-то очень приятно и радостно, что москвичи разделяют нашу любовь к этому удивительно мягкому актёру и обаятельному человеку...
  - Конечно, успех наш не случаен, - продолжает П.Л.Монастырский.- Мы очень много поработали перед гастролями, заново репетируя некоторые сцены из старых спектаклей, вводя новых исполнителей. И, конечно, сыграло свою роль чувство большой ответственности, оправдать которую стало  делом чести нашего коллектива.
  - Пётр Львович, а как проходит текущая работа театра? Идут ли репетиции? Готовятся ли новые постановки?
  - Да, конечно. Сейчас засл. артист РСФСР С.И. Пономарёв выступает в роли режиссёра. Он ставит спектакль по пьесе Л.Шейнина "Игра без правил". Кроме того, готовится к постановке спектакль "Знакомьтесь, Балуев". Эту инсценировку романа В.Кожевникова, пользующегося у читателей большим успехом, мы рассчитываем показать куйбышевцам в канун празднования 43-й годовщины Октября. Ставит спектакль режиссёр Я.М. Киржнер.
  ...За окном по улице Горького движется колонна автобусов. Это делегаты Всемирного конгресса за разоружение и мир осматривают Москву.
  Мы молча смотрим в окно и, наверное, думаем об одном и том же.  Музы не должны ждать, когда заговорят пушка - это было бы капитуляцией.
  Медленно угасает день. Москва зажигает огни, добрые, яркие.
  - Спасибо за беседу, Пётр Львович. От имени читателе нашей газеты желаю Вам и всему коллективу театра закончить гастроли так же успешно, как они начались!
  - Большое спасибо. Передайте, пожалуйста, наш горячий привет читателям "Волжского комсомольца".
Э.Белтов
Спец. корр. "Волжского комсомольца".
г.Москва
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:28:27 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #37 : Ноябрь 30, 2013, 10:42:09 »

2 августа 1962 года "Советская Россия"
Вровень со временем На гастролях в Москве

  Когда город называют театральным, это вовсе не значит, что в нём много театров...
  Представьте себе контуры новых кварталов, светлые перспективы домов, парков, школ, вызов, и за всем этим - наши советские лица, их жизнь и труд, их радость и счастье. Как же высоко должен подняться театр, чтобы обогащать духовно этих людей, помогать им идти вровень со временем крылатой мечты и дел, обгоняющих самую мечту!
  Сейчас, когда гастроли Куйбышевского театра имени Горького в столице подходят к концу, можно смело сказать: такой театр в городе есть. В репертуаре куйбышевцев отсутствуют названия пьес "кассовых", развлекательных. Западная или русская классика, современные ли пьесы - прежде всего решается основное: что  новое, необходимое сегодняшнему зрителю сможет рассказать спектакль.
  Гастроли открылись "Делом Артамоновых". Хотя спектакль уже знаком москвичам, это закономерно. Здесь ясно выражена позиция театра, гражданская и художественная. Горьковская тема поисков правды и смысла жизни нашла своё развитие и в другой постановке - "Егор Булычов и другие".
  Одно из интересных размышлений театра о нашем современнике - спектакль "Океан". Главное в нём - рождение человеческого в человеке. А раз так - на первый "крупный" план вышли Платонов, Часовников и, конечно, Анечка. Их взаимоотношения  составляют тот сплав мыслей, споров, раздумий, который театр отдаёт зрителю.
  Платонов, каким его рисует артист Г.Левин,  - человек, четко  определивший своё место в жизни, безраздельно связавший свою судьбу с судьбой Родины.Но в суровой требовательности к себе и к людям он иногда забывает о душевной  чуткости. И это рождает в спектакле основной конфликт между ним и Часовниковым (его ярко, эмоционально играет М.Лазарев). Поступки Часовникова, на первый взгляд нелогичные, полны своей неоспоримой логики. Он будоражит всех, с кем встречается в жизни. Он задаёт массу вопросов Платонову, которого боготворил раньше и которого теперь не приемлет в его самоуверенности. Без пощады судит он Славку Куклина, предавшего их дружбу во имя карьеры. И, наконец, ломает, рушит сложившуюся в Анечке покорность, домостроевское понятие семьи, навязанное ей Платоновым.
  Побеждая там, где он отстаивает партийность советского человека не как отвлеченное понятие, а как высокое сознание своего  гжажданского долга, Платонов в спектакле помогает Часовникову найти своё призвание. Победа Часовникова в другом. Он заставляет друга понять, что в человеке нужно видеть прежде всего человека. И как естетсвенный  выход этого сложного спора играется С.Боголюбовой "бунт" Анечки. Страстно защищает она своё достоинство женщины, право на любовь, на материнское счастье, понимая, что утверждать себя в жизни придётся не однажды.
  Постановщик П.Монастырский предаёт в "Океане" всю сложность и подлинную современность героев, глубоко раскрывая их характеры. Жаль только, что непонятным остаётся для зрителя Куклин в исполнении В.Казарина. Нет превращения "хорошего парня Славки Куклина" в человека с прогнившей жизненной философией, бездарного, завидующего таланту Платонова. Не получился в спектакле и образ Маши. Слишком  идеализирует С.Лавринович свою героиню. А ведь она сложнее, это не просто милая женщина с неудавшейся судьбой, у неё тоже есть, как и у Куклина, свои надежды на "шанс" в жизни.
  Линию поиска жизненной  правды театр продолжает в спектаклях "Рядом - человек!" Вл. Молько и "дачный тупик" И. Тумановской и О. Тарасова. Обе пьесы  принадлежат куйбышевским авторам.
  Сначала о "Дачном тупике". Есть здесь характеры, на основе которых появилась возможность показать не просто "сцены из дачной жизни", а раскрыть борьбу людей за новое против старого, отживающего.
  ...Внутренний дворик дачи Рогозиной, обнесённой высоченным, закрывающим чуть не полнеба забором, с летней печкой, с огромными тазами для варенья и весёленьким ситцевым навесом у двери в дом. Жарко... Сейчас бы самое время отдохнуть. А тут деловая жизнь кипит вовсю.
  Громко, по-хозяйски уверенно отдаёт распоряжения З. Чекмасова. Следит за каждым её движением. чтобы, боже упаси, чего нибудь не спутать, дальняя родственница Зинаида Александровна - А. Дерябина и тут же как по конвейеру, передаёт указания дальше - сыну и дочери. А вот и ещё один участник "предприятия" - Фёдор Ломов - Н.Кузьмин. Когда-то он всю войну прошел, а теперь носит на рынок выращенную его руками, но не ему принадлежащую клубнику. На этот раз милиционер на рынке пристыдил бывшего солдата. У Фёдора "проснулась совесть", и клубника вернулась обратно  нераспроданой. Нужно видеть, что делается с хозяйкой дачи! Можно подумать, что решается вопрос  жизни, а не продажи корзины ягод. И словно потускнел ситцевый навес, и солнечный свет стал менее ярким. А только что с таким удовольствием возившиеся в саду Сашка - Д. Букин и Лена - Л. Федосеева (что ни говори, а для молодых труд радостен) вдруг сникли и поскучнели, как будто почувствовала ненужность того, что они делают.
  Так уже в самом начале верно намечается главный, основной конфликт, столкновение старого и нового в психологии человека. К сожалению, материал пьесы не всегда даёт возможность театру  сохранить сюжетную логику и убедительную мотивировку поступков героев.
  Второй спектакль "своего" автора - "Рядом- человек!". В изображении нашей сегодняшней жизни, в остроте поставленных вопросов пьеса Вл. Молько - несомненный шаг вперёд по сравнению с "Дачным тупиком". Автор выводит своих героев в более широкий мир, и они приобретают черты общественно более значимые. Вопросы подлинно коммунистического отношения к труду, ответственности не только за себя, но и за человека рядом с тобой, за его возвращение в строй определяют интерес к пьесе.
  Спектакль "смотрится", вызывая активную реакцию зала именно там, где на сцене - конфликт, жизненный, достоверный, а не надуманный. Такой, например, как у Хватова - Н. Кузьмина, в котором пробуждаются ростки нового отношения к жизни, работе, людям, и Докукина - К. Девяткина, с удовольствием отравляющего существование ближнему своему.
  В этот конфликт незаметно для себя включаются мальчишки и девчонки, вчерашние десятиклассники, пришедшие на завод: Борис Светлов - В. Смехов, Вика - Л. Федосеева и обаятельный, неугомонный Сашка Ветерков в исполнении учащегося драматической студии театра А. Худолеева. Нелегко показать на сцене, как рождается вкус к труду, понимание хорошего и плохого в жизни. Но это как раз удалось и режиссеру Я. Киржнеру, и актёрскому ансамблю.
  В спектакле "Рядом- человек!" театр остаётся в целом верным  правдивому изображению жизни. Хотелось бы только. чтобы проблемы значительные, дающие нашему зрителю пищу для раздумий, решались и драматургически новыми средствами.
  "Свой" репертуар куйбышевцы строят на широком охвате самых многообразных явлений и сами помогают рождению нового.  Приобрели большое значение, стали духовно необходимыми сегодняшнему зрителю произведения великих гуманистов прошлого Шиллера и Шекспира. Постановки "Марии Стюарт" и "Ричарда III" показали способность коллектива решать одну  из сложнейших задач советского театра - современного воплощения классики. По-своему прочтены здесь творения Горького, имя которого носит театр. Чутко улавливает коллектив дыхание времени и отзывается на него  в современных пьесах.
  Мы знали, что у куйбышевского  театра интересное прошлое. Теперь мы верим в  его не менее интересное будущее. Труппа с такими актёрами, как Г. Шебуев, Н. Засухин, Г, Левин, М. Лазарев, А. Демич, З. Чекмассова, В. Ершова, Е. Фролова, С. Боголюбова, Н. Засухина, А  Чурсанов, С. Пономарёв, В. Красева, Е. Назарова и многими другими, с интересной молодёжью, кстати, широко занятой в спектаклях, со своей студией - большой надеждой театра и крепким художественным руководством может стать настоящим учителем жизни.
  Куйбышев, один из крупнейших городов Российской Федерации вправе гордиться своим театром, неотделимой частью его культуры, его современного облика.
М.Саблина
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:28:43 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #38 : Ноябрь 30, 2013, 10:47:57 »

Добавлю, что во время гастролей труппы Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького в Москве, на его сцене гастролировала труппа Московского театра имени Станиславского, а затем Свердловского государственного драматического театра (с 3 по 19 августа). Часть внимания журналистов переключилась на них. Ну и фестиваль внимание отобрал.

Оставлю место для ссылок на статьи по гастролям Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2013, 11:04:58 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #39 : Ноябрь 30, 2013, 11:00:05 »

Сезон 1962-...
СЕНТЯБРЬ

21                                                 "Дружба должна крепнуть" с фото ВБ и режиссёра Я.Киржнера "Волжский комсомолец"
22 "Ричард III"               19.30
                (из статьи "Год трудный и радостный" "Волжская коммуна", в афише театра нет (!))
23 ?"Ричард III"               19.30               "Глазами наших современников. "Ричард III" на сцене драматического театра имени А.М.Горького". В афишу ставлю предположительно, т.к. есть пример предыдущего номера)
24 ? афиши театра нет
25 "Ричард III"                19.30
26 "Опалённые жизнью"   19.30

27 "Океан"                      19.30
28 "Ричард III"                19.30
29 "Опалённые жизнью"   19.30                 "Николай Засухин - актёр и человек" В.Смехов "Волжский комсомолец"

30 "Барабанщица"            12.00
     "Дачный тупик"           19.30
                                   
« Последнее редактирование: Декабрь 07, 2013, 11:42:29 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #40 : Ноябрь 30, 2013, 11:11:37 »

А вот найденное фото

Завтра - открытие сезона. Режиссёру Я.Киржнеру и артисту В.Смехову есть о чем поговорить  Веселый
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2013, 11:13:59 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #41 : Декабрь 28, 2013, 08:37:09 »

Ситуация забавная: оказывается премьера "Ричарда III" состоялась... 22 сентября 1962 г.
На анонсе-афише 11 сентября в "Волжской коммуне" значится ПРЕМЬЕРА. Чуть позже опубликую статью это описывающую. Коротко, на сентябрьских афишах самого театра значилось: ПРЕМЬЕРА (из статьи 23 сентября в "Волжском коммуне" "Глазами наших современников. "Ричард III" на сцене драмтеатра имени А.М.Горького").
Что то не понятное совсем.

 Строит глазки
Вот красноречивое начало статьи
  В городе висят афиши: "Уильям Шекспир. Ричард III. Премьера". И эти афиши вызывают недоумение.
  - Как это премьера? - Раздаются удивлённые голоса - Да ведь в "Правде" уже рецензия была.
  И всё-таки вчера  состоялась премьера спектакля "Ричард III", спектакля, у которого уже есть своеобразная биография. Театр с успехом сыграл спектакль на московских гастролях, и в их заключение центральная студия телевидения познакомила с "Ричардом" свою миллионную аудиторию. Так и получилось, что "Ричард III" стал фактом культурной жизни страны раньше, чем вошел в духовный обиход своих земляков, что о куйбышевском спектакле уже  сказано немало  веских и добрых слов в самых авторитетных органах советской прессы, а нам ещё только предстоит раскрыть своё отношение к новой работе театра.

 А вот "Правду" я пропустила... Меньше всего предполагала увидеть рецензии в ней. Вы, однако, и в "Правде" побывали... Подмигивающий
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2013, 11:10:54 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #42 : Декабрь 29, 2013, 11:30:09 »

Обещанная статья, кстати рассказывающая много интересного о спектакле
23 сентября 1962 г  "Волжская коммуна"
"Глазами наших современников. "Ричард III" на сцене драмтеатра имени А.М.Горького"


  В городе висят афиши: "Уильям Шекспир. Ричард III. Премьера". И эти афиши вызывают недоумение.
  - Как это премьера? - Раздаются удивлённые голоса - Да ведь в "Правде" уже рецензия была.
  И всё-таки вчера  состоялась премьера спектакля "Ричард III", спектакля, у которого уже есть своеобразная биография. Театр с успехом сыграл спектакль на московских гастролях, и в их заключение центральная студия телевидения познакомила с "Ричардом" свою миллионную аудиторию. Так и получилось, что "Ричард III" стал фактом культурной жизни страны раньше, чем вошел в духовный обиход своих земляков, что о куйбышевском спектакле уже  сказано немало  веских и добрых слов в самых авторитетных органах советской прессы, а нам ещё только предстоит раскрыть своё отношение к новой работе театра.
  В чем же всё-таки основные причины успеха "Ричарда III", который, как писала "Советская Россия", "без преувеличения... покорил москвичей".
  Первая и самая важная среди них - бесспорная современность спектакля. Давно известно, что классические произведения искусства, глубоко и точно выражая судьбу  своего народа и дух своего века, в то же время свободно путешествуют по других странам и эпохам и органично входят в их идеологическую жизнь. Каждая новая эпоха по-своему прочитывает и великие творения Шекспира. Режиссёр П.Монастырский и актёр Н.Засухин сумели взглянуть на историю средневекового деспота глазами наших современников, и осмыслить старинную хронику так, что она стала могучим орудием в борьбе за утверждение советского гуманизма, за утверждение норм коммунистической морали.
  365 лет прошло с тех пор, как в Лондоне появилось первое издание пьесы, названной по обычаям того времени очень длинно  и очень красноречиво: "Трагедия о короле Ричарде третьем, содержащая его предательские плутни против его брата Кларенса, жалости достойное убиение его невинных племянников, его тиранический захват престола, со всем течением его отвратительной жизни и вполне заслуженной его смертью".
  Когда Шекспир писал "Ричарда третьего", уничтожение Ричарда казалось ему актом исторической справедливости, тем более, что уничтоживший Ричарда Ричмонд был основателем царствующей династии Тюдоров. Для Шекспира, следовательно, это пьеса имела конкретный политический адрес и в то же время была могучим призывом писателя-гуманиста к королям и всем сильным мира сего: "Не беритесь больше за меч, не возвращайте дней кровавых, дайте измученной родине мир".
  Нам известно, что призыв Шекспира не был услышан, что Англия не узнала ни мира, ни счастья, что Ричард III, если и послужил уроком английским королям, то скорее как образец для подражания. Наш куйбышевский зритель, видевший трагедию Шиллера "Мария Стюарт", это отлично понимает. Ведь коварная, жестокая и лицемерная Елизавета предательски казнившая Марию Стюарт, и есть та самая английская королева, в царствование которой был написан "Ричард III", и именно к этому Ричарду в юбке и обращал Шекспир свою гуманистическую проповедь.
  Шекспир осудил отвратительную жизнь тирана Ричарда Йорка, последнего короля из враждебной феодальной партии. История привела нас к необходимости осудить сам принцип тиранического единовластия и даже ещё шире - осудить саму философию индивидуализма, саму идею жизни для себя, как идею античеловеческую, преступную, губительную.
  Во времена Шекспира английский философ Гоббс сформулировал основной закон жизни в мире собственников "Человек человеку волк". Но человек, сделавший бесчеловечность нормой своего поведения в обществе, сам лишает себя человеческого облика, сам ведёт себя к вырождению и гибели.
  Вы хотите убедиться в справедливости этих очень современных мыслей - взгляните на Ричарда в исполнении Засухина.
  Шекспир не считает нужным  скрывать  от зрителей отвратительное лицо своего заглавного героя, и он раскрывает свои злодейские планы уже в первом монологе. И Засухин появляется  перед зрителем уже мрачным, злым и кровожадным хищником, которого непрерывно жжет огонь неутолённого честолюбия. О внешнем рисунке образа много спорили. Одни считали, что актёр чрезмерно подчеркивает физическое безобразие Ричарда. Другие восхищались  органичностью, пластической точностью и обезображенной сухой руки со скрюченными пальцами, и волочащейся хромой ноги, и общей скульптурной выразительностью этого отталкивающего уродства. На наш взгляд, только эта точка зрения и верна. Ведь внешняя характеристика лишь выражение основной мысли спектакля о вырождении и бесчеловечности Ричарда.
  Фабула пьесы построена так, что Ричард сначала  идёт к трону, следовательно, ввысь, а лишь затем падает в бездну. Замечательная особенность сценического образа, созданного Засухиным, заключается в том, что актёр убедительно показывает, как Ричард непрерывно катится только вниз. Отвратительный, жестокий злодей не знает ни одной минуты просветления, но с каждой новой картиной и в мыслях и делах своих становится всё чернее и чернее. Огромная изобретательность, великолепная техника и, конечно,  большой талант нужны актёру, чтобы найти столько оттенков черного цвета, который, кажется,  меньше других способен на полутона и нюансы, и так последовательно, так убедительно раскрыть мрачную цветовую гамму.
  Кстати,  подлинное органичное единство спектакля, которого успешно добился режиссёр, сказывается в том, что единомышленником Засухина предстает перед нами художник П.Белов, нашедший для трагедии очень выразительное и лаконичное  оформление. Черно-серо-красная гамма, одевающая сцену, превосходно создаёт атмосферу спектакля, а буйство красного цвета - и в костюме короля, и в дороге к трону с пугающей конкретность выражает страшный смысл происходящих событий. Ричард сам однажды заявляет, что он по горло в крови, и действительно мы видим, как одновременно краснеют его одежда и чернеет его душа.
  Кое-кому эта метафора кажется чрезмерной и  примитивной. Мы разрешим себе с этим не согласиться. Она проста и доходчива, но простое это отнюдь не примитивное.
  Лаконизм и сдержанность оформления - характерный признак всего решения  спектакля.
  Наверно, лучше сцены спектакля - это первое мгновенье, когда Ричард почувствовал себя королём, а затем его смерть.
  Захватив трон, Ричард мог бы торжествовать, радоваться, показать, что он счастлив, а мы видим лишь его тревогу, его стремительную озабоченность, его мучительные и нелёгкие думы. Смертельно раненный, Ричард мог бы испытать слабость, раскаяние, страх, а он, одержимый одной страстью, мобилизовав всю свою незаурядную волю, вновь тянется к короне своими изуродованными пальцами.
  Страшная жизнь, не знающая ни радости, ни покоя, ни забвения. Пролить ради своего утверждения реки крови, осквернить все человеческие святыни, остаться в веках символом чудовищного зла и при этом ни разу в жизни не испытать самой маленькой, самой простой, самой обыденной человеческой радости. Так решив тему Ричарда, спектакль и становится мощным ударом по эгоизму, по индивидуализму, по всем тем, кто не хочет или ещё не может понять мудрость и счастье коммунистической морали, мудрость и счастье нашего великого принципа: "Человек человеку друг, товарищ и брат".
  И всё-таки, как ни значительны достижения П. Монастырского и Н Засухина в решении образа Ричарда, им предстоит ещё немалая работа. Если найдена и точно прочерчена основная линия, то надо ещё многое сделать, чтобы объяснить силу Ричарда, причину его обаяния, его власти над людьми. За тем Ричардом, которого мы видим, когда он остаётся наедине  с самим собой, наверно, не пошёл бы ни один человек. А ведь за Ричардом идут - и не только слабая женщина Анна  или недалёкий Кетсби, но и такой мастер дворцовой интриги, как герцог Бэкингем. Н.Засухин и в этом отношении достиг немалой высоты. Он ярко и ясно доносит до нас лицемерие Ричарда, его умелое лицедейство, его тонкую актёрскую игру с Анной и  Елизаветой. Но сейчас Ричард в исполнении Засухина играет по правилам так называемой школы представления, он только представляет влюблённого, а чтобы убедить Анну, он должен и сам почувствовать себя влюблённым. Не сомневаемся, что такому художнику, как Засухин, под силу идти дальше в углублении созданной им работы.
  Впрочем, это положение в равной степени справедливо и по отношению ко всему спектаклю, который безусловно заслуживает долгой жизни и поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании. Прежде всего постановочному коллективу необходимо добиться целостного  ансамбля. Сейчас спектакль неровен. Страстно, по-шекспировски играет одну из жертв Ричарда королеву Маргариту В.Красева, но в других женских ролях и В. Ершовой (Елизавета), и Е.Назаровой, и Н.Засухиной (Анна) ещё не хватает  большого трагедийного  накала.
  Следует сказать, что и Назарова, и Засухина, и Ершова искренни, трогательны, временами поэтичны, и всё-таки им предстоит ещё нелёгкий путь к шекспировской силе мысли п эмоции. Этот упрёк, к сожалению,  можно сделать и многим другим участникам спектакля. Привычка к бытовому театру, к погоне за так называемым правдоподобием очень обеднило актёрскую палитру, и это несомненно сказывается в спектакле. Справедливость требует отметить, что ближе всех к Шекспиру всё-таки именно те три актрисы, которые названы выше, да ещё М.Лазарев в роли хитрого царедворца Бэкингема.
 Эпизодические роли в большинстве своём исполняются верно, четко, помогают Засухину решать свою нелёгкую задачу, но всё же слишком мало среди этих работ настоящих удач. Необходимо упомянуть лишь нового актёра А.Прокофьева, создавшего острый и колоритный образ первого убийцы, да, пожалуй, Л.Федосееву и Л.Лучкину, сумевших  сыграть юных принцев именно как задорных и дерзких мальчишек. Думается, что спектакль будет расти, ибо возможности роста заложены и в самой пьесе, и в талантливом коллективе, смело решившем грандиозную сценическую задачу.
   Недавно  газеты сообщили, что трагедия "Ричард III" включена в репертуар ленинградским академическим театром имени А.С.Пушкина и московским театром имени Вл.Маяковского. Лучшие театральные коллективы собираются, таким образом, пойти по дороге, проложенной куйбышевцами, вступают в творческое соревнование с театром имени А.М.Горького. Можно и нужно этим гордиться. Но ещё важнее сделать из этого серьёзные выводы, каждодневно работая над спектаклем, который, как было сказано в одной из рецензий, "войдёт в историю советского театра".
Орест Анненский.
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2018, 04:29:09 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #43 : Январь 11, 2014, 10:17:36 »

Пока 2 статьи о гастролях театра
"Советская культура" 31 июля "Изменчивость живого лица. 10 спектаклей в Москве"
"Правда" 6 августа "Молодость театра" (в "Правде" дублируется афиша и ТВ программа)
Прошу прощения, что не обозначая вводила новые статьи находки в график (и пару ошибок в статьях исправила). Теперь буду выделять красным с указанием даты внесения изменения
« Последнее редактирование: Январь 12, 2014, 01:18:42 от Ольга Певица » Записан
Ольга Певица
Hero Member
*****
Сообщений: 2264


Просмотр профиля WWW
« Ответ #44 : Февраль 23, 2014, 08:45:02 »

пока ничего особенного. Чуть позже выложу статью из "Правды".
Правда обнаружила в день отъезда передачу "Маяковский в Самаре" Куйбышевской студии. Уж очень с Вами сациировалась. А пока прыгаю по временам - 1994, 2001. Забавно и грустно, особенно видя разницу в прессе (с учетом собственных поисков по сороковым-грозовым)...
« Последнее редактирование: Февраль 23, 2014, 10:06:55 от Ольга Певица » Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!