smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"УЛЫБКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА".

В марте прошлого года ушла Марина Ладынина: уроки и уроны ее судьбы.

Образ Марины Ладыниной в моей жизни делится на две части. Первая - это восторженное восприятие фильмов с красивой и всенародно знаменитой "звездой": "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки", "Сказание о земле Сибирской": и разговоры о ней, которые я слышал во время учебы в Щукинском училище, в Вахтанговском театре и - дальше - в Театре на Таганке.

"Кубанские казаки" как яркий пример сталинского соцреализма - то, что осталось штампом в нашей памяти. Многие из тех, чье мнение я уважал (и в первую очередь Юрий Петрович Любимов), иронично воспринимали этот суперсталинский боевик. В то же время в сознание впечатался очень сильный образ Ладыниной - героини этого фильма с ее сказочной красотой и повседневным геройством председателя колхоза. Этот образ отрывался от клише соцреализма, Ладынина сама по себе создавала настроение добра, света, восхищения.

Знакомство с Мариной Ладыниной произошло случайно: Моя жена, Галя Аксенова, преподает историю русского кино в Мидлберийском университете в Вермонте. Она взялась за тему героев отечественной кинокомедии, и мы оказались рядом с Михаилом Пуговкиным, Владимиром Зельдиным и, наконец, попали на Котельническую набережную к Марине Ладыниной.

В те же дни Галя снимала режиссера Марлена Хуциева. Он - человек другого времени, лидер целого поколения первой перестройки - оттепели. Как же нам было приятно узнать о его теплом отношении к Ладыниной! Говорили с ним о том, что Марина малоречива, что она не заботится о том, чтобы ее прославляли. И ее мало волнует, что кто-то может думать, что она - "кинозвезда по блату" знаменитого режиссера Пырьева. Хуциев уверен, что Ладынина - и актриса блистательная, и человек необычайный и очень глубокий. Марлен Мартынович рассказывал мне, как ценили Марину Хеся Локшина и Эраст Павлович Гарин - уникальные люди в истории нашей культуры.

В первую встречу Марина Алексеевна выделила мою Галю. Между ними образовался мостик взаимной симпатии. Я был вытеснен с этого мостика, сшиблен. К мужскому вниманию, видимо, Марина Алексеевна привыкла относиться с хорошо тренированным подозрением. Жизнь проверяла мужчин вокруг нее - льстящих, комплиментирующих - проверяла на истину чувств, на верность слову, на надежность. И, наверное, много раз она разочаровывалась.

Марина Алексеевна, цепко вглядевшись в гостей, предложила сесть. Галя ответила: "Спасибо". И осталась стоять возле кинокамеры. Марина сказала: "Нет! Прежде чем мы не выпьем чаю, я не соглашусь с вами разговаривать". Был предложен классический ритуал русского гостеприимства: вот посидим за столом, посмотрим друг другу в глаза, а потом уже, даст бог, поговорим. Никаких следов возрастной самооценки! Даже нельзя было себе представить, чтобы Марина Алексеевна сказала: "Вы знаете, я старенькая, мне лучше бы посидеть и поменьше напрягаться". Стоя передо мной, она показала на стул: "Садитесь!". И я, как мне казалось, естественно и жутко грациозно ответил: "Нет, я не могу сидеть, поскольку моложе вас". И актриса немедленно влепила мне за это: дескать, зачем же вы утруждаете себя напоминанием о моем возрасте? Вам предлагают сесть - садитесь, не хотите - не надо. Так красиво сразила меня 92-летняя Марина Ладынина.

Для съемки Марина Алексеевна прихорошилась с помощью племянницы Ирины (святое дело для актрисы), посмотрела на себя в зеркало и стала рассказывать. Интервью было запланировано на 40 минут. Кончилось все тремя с половиной часами непрерывного монолога. Так люди старше 80 себя не тратят. Но ей самой было явно интересно. И удивительно, что она успевала сама себя контролировать, сама себе быть режиссером и редактором: "Ну так, я опять пошла в переулки. Вы знаете, мне когда-то один умный человек сказал: "Говори прямо, не заходи в переулки". Вы меня останавливайте, если я опять удалюсь". Мы, конечно, не останавливали. Она сама уходила и возвращалась к теме рассказа.

Вот это было интереснее всего: мы увидели независимую, прямодушную женщину, которая "какой была, такою и осталась". Я передал Ладыниной привет от Владимира Михайловича Зельдина, поскольку именно по рекомендации блистательного "пастуха" мы и пришли к "свинарке".

Прощаясь, она одарила нас сиянием своих прекрасных глаз. Совершенно невероятно, но улыбка Ладыниной, любимая миллионами советских людей, сохранилась сквозь все времена. А когда я сказал Марине Алексеевне, что Владимир Зельдин доставил нам радость и спел из "Свинарки...", она рассеянно кивнула, а потом взяла и спела "Каким ты был". И спела потрясающе! С тех пор любую меланхолию моей жены я моментально излечиваю записью этой песни.

В нашу вторую встречу Галя рассказала Марине, что в летнем университете в Вермонте она показала десяток наших знаменитых фильмов. Но "победили" у студентов и аспирантов из США и Европы - "Иван Грозный" и "Кубанские казаки".

...Мы с ней рассуждали и о Любимове, и о Таганке, и о предшественниках. Когда я назвал любимые имена того времени - Вольпина и Эрдмана, - тут отклик был очень горячий. Марина заявила, что ни одна женщина не могла устоять перед чарами Николая Эрдмана. Очень хорошо откликнулась на имя режиссера Петра Фоменко.

Вспоминая о своей дружбе с гениальным чтецом Владимиром Николаевичем Яхонтовым, сетовала на то, что на наших глазах происходит утрата культуры чтения. Когда сама она произносила слова, я чувствовал, что ее может услышать дальний ряд зрительного зала. Культура речи - как это легко и просто, когда ты слышишь больших актеров. Когда они разговаривают, ты думаешь, что по-другому и нельзя. А потом приходишь в какой-нибудь театр - и там проборматываются целые роли.

В третий раз было совсем уже по-свойски и по-домашнему. За столом Марина опрокинула на себя чашку и тут же стала ругать за это Иру. Кажется, придирки были частью их семейной гармонии, и нам у них было естественно и просто. Я заметил ей: "Когда вы улыбаетесь, вы - та же самая, что и на фотографиях, висящих вокруг на стенах. Вам так это идет. Пожалуйста, улыбайтесь". Ира во время съемок ее просила: "Марусенька, пожалуйста, улыбнись - это так красиво". Она для порядка сначала сердилась, а потом поддавалась: сказочно улыбалась, и рассказывала, и уходила "в переулки".

У нее была такая правильная и ясная речь, которая освобождает вас от необходимости притворяться, будто вы внимательно слушаете. Марина Ладынина разговаривала конгениально своему индивидуальному опыту.

Она вспоминала о Лидии Руслановой как о своей близкой подруге и о баснословно талантливой певице. Марина говорила, что в ее доме ей всегда было хорошо. И вдруг заметила: "Вот так мне - с Галей и с вами: А когда вы приедете в следующий раз, - пообещала Марина, - я вам расскажу о Константине Сергеевиче Станиславском. Я об этом мало кому рассказываю".

Масштаб ее личности проявлялся, например, в суждениях на такие деликатные темы, как "Марина Ладынина и Любовь Орлова". И Марина Алексеевна говорила об этом так возвышенно и так интеллигентно: Там зазора не было между великодушием "конкурента" и простосердечным признанием чужого успеха. В ее словах не было ни зависти, ни запоздалой ревности. Есть старая мудрость: всему должна быть названа своя цена. Ладынина умела назвать цену каждому явлению, не подкрашивая его, как это бывает у нас, актерским пафосом чрезвычайных эпитетов.

Мы были поражены, как просто она призналась, что с 1954 года ее не приглашали в кино. Сразу же вспоминается великая Бабанова, которая десятки лет не выходила на сцену. Это грустная тема, но Ладынина умела мудро обходиться с уроками и уронами судьбы. Так буднично сносить все беды зависти, несправедливости, неблагодарности. Только масштабный человек может позволить себе это.

Образ Марины Ладыниной связывает для меня все лучшее, что было в культуре России 20-х и 30-х годов, с Россией 80-х и 90-х. Это была Актриса, которую не задел всеобщий балаган наигранного патриотизма и умильного сюсюканья с властями.

Публикация подготовлена Ириной Седенковой.
"Новая газета" № 19, 22.03.2004 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.