"ТАГАНКА: МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ТРАГЕДИИ".
В Президиуме Верховного Совета СССР:
"Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел и удовлетворил просьбу Любимова
Юрия Петровича о восстановлении его в советском гражданстве". (ТАСС)
Этого события ждали все - и друзья, и недоброжелатели: Юрий Любимов поставил новый спектакль -
"Маленькие трагедии" Пушкина. Ждали - увидим ли прежнего мастера, или годы разлуки обескровили его талант?
Кто-то ждал провала, мы ждали удачи. Сейчас уже можно поздравить театр и его режиссера с успехом. Вспомним
сегодня о тех больших и маленьких трагедиях, которые пережил театр и которые помогли ему выстрадать этот
спектакль.
Я пытаюсь найти объяснение загадке Любимова, но знаю, что не найду. Ибо вопреки оппонентам или врагам
Театра на Таганке главное в Любимове не политика и не публицистика, а искусство. А чудо искусства есть вечная
тайна. Однако приблизиться к разгадке можно, тем более что мне лично посчастливилось не только быть зрителем
студенческого "Доброго человека", но и стать актером любимовской Таганки с первого дня ее существования.
Если во время репетиции кто-нибудь из ассистентов шептал режиссеру: "Это слишком, это запретят!",
Любимов возмущался: "Перестаньте треножить свою фантазию! Хотя бы на репетиции работайте вольно, без оглядки!
Надо сделать вещь, как мы ее хотим сделать, а потом, не волнуйтесь, те, кто за это получает деньги, придут и
скажут, где слишком, а где не слишком. Наше дело - творчество, а их дело - сами знаете, и перестаньте шептать
глупости, не отбивайте хлеб у товарищей из министерства!"
Двадцать пять лет назад московское начальство разрешило студенческому дипломному спектаклю
превратиться в театральное учреждение. Много раз впоследствии начальники буквально рвали на себе волосы из-за
своего недальновидного поступка 1964 года.
Любимов поставил Брехта - Москва отозвалась овациями. Маленький зал нашего училища никогда не знал
такого сумасшедшего успеха. Кто-то из начальства возопил: спектакль поддерживает элита! Любимов далек от
вкусов простого народа!
Именно здесь начинается биография Любимова-бойца. Везучий баловень театра и кино, спасая своего
"ребенка", становится "политиком поневоле". Спектакль "Добрый человек из Сезуана" режиссер вывозит на сцены
Дворцов культуры московских заводов. Рабочие и инженеры огорчают руководителей: успех спектакля на заводах
огромен. Повезло и спектаклю, и всем нам: открылся новый театр.
На Таганке, у кассы театра, с тех пор стало жарко, независимо от времени года. За 20 лет, до 1984
года, ни одного свободного места в зале. Юрий Любимов поставил на Таганке тридцать один спектакль. Из них,
может быть, только два обошлись без пересмотров, купюр и репрессий. Четыре премьеры были запрещены к показу.
"Нормой" для выпуска новой работы было показывать готовый спектакль пяти-шести начальникам при закрытых
дверях, сокращать, дописывать, показывать снова и снова, собирать расширенный худсовет, обращаться в
Политбюро, к Брежневу, как к Господу Богу, с жалобами на чревоугодие ведомства культуры, после чего выходил
спектакль, "недоеденный" начальством. Обвинительный тон из московских кабинетов подхватывался по всем городам
и весям страны, а в результате: официальные органы власти и печать судили о Таганке однозначно (и
однозвучно), а искушенное население с удвоенной, жаждой прорывалось на наши спектакли.
Любимов и его ученики не хотели политики - мечтали об искусстве. Когда спектакль выходил и первые
зрители, друзья и советчики режиссера отдавали дань искусству, наступал час политических тревог. И можно было
только поражаться тому, как преображался художник. Во имя спасения театра Юрий Любимов прибегал к самым
неожиданным ходам. Начальство, конечно, тоже не дремало. Сегодня много рассказано - и документально, и
стенографически, - как проходили баталии по двум последним жертвам репертуара: "Владимир Высоцкий" и "Борис
Годунов", известна история и многолетней борьбы за "Живого" - один из лучших спектаклей Таганки. По
свидетельству многих театральных деятелей страны, ни один режиссер, кроме Любимова, не поднялся бы после
первого удара, после расправы над "Живым" в 1968 году! Но театр выжил, Любимов спас Таганку. Если бы судьба
не воспитала в нем борца, вряд ли художник оказался бы долгожителем.
Берега "таганской реки" - это беспрерывное общение режиссера с самыми живыми и одаренными людьми
своего времени. Это сотни ночами прочитанных книг - и не только разрешенных. Дружба с авторами "Нового мира".
Обильная пища впечатлений от фильмов, спектаклей, спортивных зрелищ. Горячая тяга к шедеврам изобразительного
искусства. Для театрального топлива это особенно важно: театр - заговорившая живопись. Любимов - сценический
живописец, и в нем это развивалось так же сильно, как и мастерство психоречевой режиссуры. Тайна Юрия
Любимова - в освоении магического синтеза, в развитии "тотального театра". И еще чудо: рядом с Ю. Любимовым
двигался от роли к роли его любимый актер Высоцкий, который в своей поэзии, в своем личном Театре Песни
оказался создателем такого же универсального, тотального искусства. И кто у кого учился в большей мере - тоже
загадка.
Но политическая интрига смогла одолеть и такого защищенного художника, как Юрий Любимов. Изощренная
режиссура мастеров политической интриги и ряда других "друзей Таганки" одержала заслуженную победу. А затем и
победу над Эфросом, которого уговорили сыграть главную роль в политической игре, стать главным режиссером
нашего театра, при живом отце принять скипетр отчима из холодных рук тех же "друзей".
Сегодня люди в нашей стране живут, надеются, читают и слушают так и такое, чего совсем недавно нам не
могло и во сне присниться. А что на Таганке? А на Таганке 25-летний юбилей. Зрители толпятся у наших касс,
прорываются на "Мастера и Маргариту", на "Бориса Годунова" и "Владимира Высоцкого", на премьеру "Живого".
Впереди - встречи с Пастернаком, Эрдманом, Пушкиным, Платоновым. Может быть, и с Салтыковым-Щедриным, и с Ю.
Домбровским, и с А.Солженицыным, и снова с Мих. Булгаковым...
Сегодня праздник на "улице непослушных".
***
Мы, участники "круглого стола" ВНИИ искусствознания, посвященного 25-летию Театра на Таганке, считаем
необходимым восстановить справедливость - вернуть материалы музея Театра на Таганке (12 173 единицы
хранения), попавшие в ЦГАЛИ СССР после лишения гражданства Ю. П. Любимова. Эти материалы, находившиеся в
обработке уже пять лет, по-прежнему недоступны для исследователей и широкой общественности.
23 марта 1987 года руководство Театра на Таганке направило письмо директору ЦГАЛИ СССР Н. Б.
Волковой, в котором, в частности, говорилось: "В настоящее время возникла острая необходимость возврата
архива в театр для обеспечения творческой программы, намеченной главным режиссером и художественным советом.
Театр предполагает восстановить большинство спектаклей своего репертуара 1964 - 1983 годов, рассмотреть
материалы из творческого портфеля этого периода, восстановить состав расширенного художественного совета,
провести выставку, посвященную 50-летию В. Высоцкого. Все это невозможно осуществить без использования
документов и других материалов, бережно и мудро сохраненных Вами в сложный для нашего театра период".
Руководство ЦГАЛИ отказалось возвращать материалы, в том числе и привезенные со всей страны в дар
музею Высоцкого, зарождавшемуся в стенах Театра на Таганке.
На сегодняшний день устранена одна из главных причин отказа ЦГАЛИ СССР - отсутствие гарантии
сохранности архивных материалов в притеатральном музее. По решению Совета Министров СССР создается
Государственный центр-музей В. С. Высоцкого, в фондах которого будут храниться материалы и о Театре на
Таганке.
Однако первый заместитель начальника Главного архивного управления тов. Е. М. Кожевников ответил
фактическим отказом на правительственное поручение Совета Министров СССР за N1111 от 16.01 1989 года о
передаче архивных материалов в создаваемый Центр-музей, ссылаясь на существующее ныне Положение об архивном
фонде.
Давайте подойдем к этому вопросу не местнически, не бюрократически, а по-государственному. Совершенно
очевидно, что для серьезной научной работы необходима концентрация всех документов в едином центре. Ведь
когда создавались Пушкинский дом, музеи Л. Н. Толстого и М. Горького, были приняты решения о передаче архивов
всех рукописей писателей. Речь о рукописях В. С. Высоцкого пока не идет. Сейчас важно, чтобы в Центр-музей В.
С. Высоцкого вернулось то, что ему принадлежит по праву, - материалы музея театр.
Ю. ЛЮБИМОВ, режиссер, основатель Театра на Таганке; Н. ГУБЕНКО, художественный руководитель Театра на Таганке, народный артист РСФСР; Д. БАРТОШЕВИЧ, Т. БАЧЕЛИС, Е. ГОРЯЧКИНА-ПОЛЯКОВА, Ю. ДМИТРИЕВ, В. ФРОЛОВ, доктора искусствоведения; Н. ВАГАНОВА, Б. ЗИНГЕРМАН, Т. ШАХ-АЗИЗОВА, кандидаты искусствоведения.
«Огонек» №23, 03.06.1989г.
|