smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ТАГАНКА: МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ТРАГЕДИИ".

В Президиуме Верховного Совета СССР:
"Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел и удовлетворил просьбу Любимова Юрия Петровича о восстановлении его в советском гражданстве".
(ТАСС)


Этого события ждали все - и друзья, и недоброжелатели: Юрий Любимов поставил новый спектакль - "Маленькие трагедии" Пушкина. Ждали - увидим ли прежнего мастера, или годы разлуки обескровили его талант? Кто-то ждал провала, мы ждали удачи. Сейчас уже можно поздравить театр и его режиссера с успехом. Вспомним сегодня о тех больших и маленьких трагедиях, которые пережил театр и которые помогли ему выстрадать этот спектакль.

Я пытаюсь найти объяснение загадке Любимова, но знаю, что не найду. Ибо вопреки оппонентам или врагам Театра на Таганке главное в Любимове не политика и не публицистика, а искусство. А чудо искусства есть вечная тайна. Однако приблизиться к разгадке можно, тем более что мне лично посчастливилось не только быть зрителем студенческого "Доброго человека", но и стать актером любимовской Таганки с первого дня ее существования.

Если во время репетиции кто-нибудь из ассистентов шептал режиссеру: "Это слишком, это запретят!", Любимов возмущался: "Перестаньте треножить свою фантазию! Хотя бы на репетиции работайте вольно, без оглядки! Надо сделать вещь, как мы ее хотим сделать, а потом, не волнуйтесь, те, кто за это получает деньги, придут и скажут, где слишком, а где не слишком. Наше дело - творчество, а их дело - сами знаете, и перестаньте шептать глупости, не отбивайте хлеб у товарищей из министерства!"

Двадцать пять лет назад московское начальство разрешило студенческому дипломному спектаклю превратиться в театральное учреждение. Много раз впоследствии начальники буквально рвали на себе волосы из-за своего недальновидного поступка 1964 года.

Любимов поставил Брехта - Москва отозвалась овациями. Маленький зал нашего училища никогда не знал такого сумасшедшего успеха. Кто-то из начальства возопил: спектакль поддерживает элита! Любимов далек от вкусов простого народа!

Именно здесь начинается биография Любимова-бойца. Везучий баловень театра и кино, спасая своего "ребенка", становится "политиком поневоле". Спектакль "Добрый человек из Сезуана" режиссер вывозит на сцены Дворцов культуры московских заводов. Рабочие и инженеры огорчают руководителей: успех спектакля на заводах огромен. Повезло и спектаклю, и всем нам: открылся новый театр.

На Таганке, у кассы театра, с тех пор стало жарко, независимо от времени года. За 20 лет, до 1984 года, ни одного свободного места в зале. Юрий Любимов поставил на Таганке тридцать один спектакль. Из них, может быть, только два обошлись без пересмотров, купюр и репрессий. Четыре премьеры были запрещены к показу. "Нормой" для выпуска новой работы было показывать готовый спектакль пяти-шести начальникам при закрытых дверях, сокращать, дописывать, показывать снова и снова, собирать расширенный худсовет, обращаться в Политбюро, к Брежневу, как к Господу Богу, с жалобами на чревоугодие ведомства культуры, после чего выходил спектакль, "недоеденный" начальством. Обвинительный тон из московских кабинетов подхватывался по всем городам и весям страны, а в результате: официальные органы власти и печать судили о Таганке однозначно (и однозвучно), а искушенное население с удвоенной, жаждой прорывалось на наши спектакли.

Любимов и его ученики не хотели политики - мечтали об искусстве. Когда спектакль выходил и первые зрители, друзья и советчики режиссера отдавали дань искусству, наступал час политических тревог. И можно было только поражаться тому, как преображался художник. Во имя спасения театра Юрий Любимов прибегал к самым неожиданным ходам. Начальство, конечно, тоже не дремало. Сегодня много рассказано - и документально, и стенографически, - как проходили баталии по двум последним жертвам репертуара: "Владимир Высоцкий" и "Борис Годунов", известна история и многолетней борьбы за "Живого" - один из лучших спектаклей Таганки. По свидетельству многих театральных деятелей страны, ни один режиссер, кроме Любимова, не поднялся бы после первого удара, после расправы над "Живым" в 1968 году! Но театр выжил, Любимов спас Таганку. Если бы судьба не воспитала в нем борца, вряд ли художник оказался бы долгожителем.

Берега "таганской реки" - это беспрерывное общение режиссера с самыми живыми и одаренными людьми своего времени. Это сотни ночами прочитанных книг - и не только разрешенных. Дружба с авторами "Нового мира". Обильная пища впечатлений от фильмов, спектаклей, спортивных зрелищ. Горячая тяга к шедеврам изобразительного искусства. Для театрального топлива это особенно важно: театр - заговорившая живопись. Любимов - сценический живописец, и в нем это развивалось так же сильно, как и мастерство психоречевой режиссуры. Тайна Юрия Любимова - в освоении магического синтеза, в развитии "тотального театра". И еще чудо: рядом с Ю. Любимовым двигался от роли к роли его любимый актер Высоцкий, который в своей поэзии, в своем личном Театре Песни оказался создателем такого же универсального, тотального искусства. И кто у кого учился в большей мере - тоже загадка.

Но политическая интрига смогла одолеть и такого защищенного художника, как Юрий Любимов. Изощренная режиссура мастеров политической интриги и ряда других "друзей Таганки" одержала заслуженную победу. А затем и победу над Эфросом, которого уговорили сыграть главную роль в политической игре, стать главным режиссером нашего театра, при живом отце принять скипетр отчима из холодных рук тех же "друзей".

Сегодня люди в нашей стране живут, надеются, читают и слушают так и такое, чего совсем недавно нам не могло и во сне присниться. А что на Таганке? А на Таганке 25-летний юбилей. Зрители толпятся у наших касс, прорываются на "Мастера и Маргариту", на "Бориса Годунова" и "Владимира Высоцкого", на премьеру "Живого". Впереди - встречи с Пастернаком, Эрдманом, Пушкиным, Платоновым. Может быть, и с Салтыковым-Щедриным, и с Ю. Домбровским, и с А.Солженицыным, и снова с Мих. Булгаковым...

Сегодня праздник на "улице непослушных".


***

Мы, участники "круглого стола" ВНИИ искусствознания, посвященного 25-летию Театра на Таганке, считаем необходимым восстановить справедливость - вернуть материалы музея Театра на Таганке (12 173 единицы хранения), попавшие в ЦГАЛИ СССР после лишения гражданства Ю. П. Любимова. Эти материалы, находившиеся в обработке уже пять лет, по-прежнему недоступны для исследователей и широкой общественности.

23 марта 1987 года руководство Театра на Таганке направило письмо директору ЦГАЛИ СССР Н. Б. Волковой, в котором, в частности, говорилось: "В настоящее время возникла острая необходимость возврата архива в театр для обеспечения творческой программы, намеченной главным режиссером и художественным советом. Театр предполагает восстановить большинство спектаклей своего репертуара 1964 - 1983 годов, рассмотреть материалы из творческого портфеля этого периода, восстановить состав расширенного художественного совета, провести выставку, посвященную 50-летию В. Высоцкого. Все это невозможно осуществить без использования документов и других материалов, бережно и мудро сохраненных Вами в сложный для нашего театра период".

Руководство ЦГАЛИ отказалось возвращать материалы, в том числе и привезенные со всей страны в дар музею Высоцкого, зарождавшемуся в стенах Театра на Таганке.

На сегодняшний день устранена одна из главных причин отказа ЦГАЛИ СССР - отсутствие гарантии сохранности архивных материалов в притеатральном музее. По решению Совета Министров СССР создается Государственный центр-музей В. С. Высоцкого, в фондах которого будут храниться материалы и о Театре на Таганке.

Однако первый заместитель начальника Главного архивного управления тов. Е. М. Кожевников ответил фактическим отказом на правительственное поручение Совета Министров СССР за N1111 от 16.01 1989 года о передаче архивных материалов в создаваемый Центр-музей, ссылаясь на существующее ныне Положение об архивном фонде.

Давайте подойдем к этому вопросу не местнически, не бюрократически, а по-государственному. Совершенно очевидно, что для серьезной научной работы необходима концентрация всех документов в едином центре. Ведь когда создавались Пушкинский дом, музеи Л. Н. Толстого и М. Горького, были приняты решения о передаче архивов всех рукописей писателей. Речь о рукописях В. С. Высоцкого пока не идет. Сейчас важно, чтобы в Центр-музей В. С. Высоцкого вернулось то, что ему принадлежит по праву, - материалы музея театр.

Ю. ЛЮБИМОВ, режиссер, основатель Театра на Таганке; Н. ГУБЕНКО, художественный руководитель Театра на Таганке, народный артист РСФСР; Д. БАРТОШЕВИЧ, Т. БАЧЕЛИС, Е. ГОРЯЧКИНА-ПОЛЯКОВА, Ю. ДМИТРИЕВ, В. ФРОЛОВ, доктора искусствоведения; Н. ВАГАНОВА, Б. ЗИНГЕРМАН, Т. ШАХ-АЗИЗОВА, кандидаты искусствоведения.


«Огонек» №23, 03.06.1989г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.