smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"НРАВОЦЕНТРИЗМ".

Президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вержбицкая настаивает на создании органа, отвечающего за нравственность. В ответ завертелась затертая пластинка: развлекать или поучать, допускать или не пущать? Актер и режиссер Вениамин Смехов задался сакраментальным вопросом: "А судьи кто?.."

В конце 1980-х на вопрос, надо ли управлять нравственностью, ответ был бы единодушным: исключено! Свобода сама все расставит по местам. Эта иллюзия кружила головы большинству сознательных граждан России. Свобода наступила. Но изменилось ли что-то в лучшую сторону в сфере нравственности и морали? Увы, нет. Свобода не состоялась как осознанная необходимость. Напротив, мы жили в состоянии "осознанной обходимости". Привычка обходить законы стала сама по себе неписаным законом. Это касается и тех лидеров, на которых мы возлагали надежды и которые пошли во власть. Репетиция нового общественного спектакля состоялась в межпутчевый период. Когда спектакль выходил к премьере, то есть к 2000-м годам, развитие сюжета посеяло еще более определенное недоверие и пессимизм. Потом сверху раздались голоса о стабилизации. Мы киваем: да, действительно, что-то стабилизировалось. Наступила минимальная предсказуемость, иностранцы вкладывают инвестиции, представители культуры, которые разъехались по другим странам, снова собираются дома и сеют что-то разумное, доброе, вечное. Но в сфере нравственности и морали все равно все не слава богу. Мораль - категория внешняя, надиктованная заветами, государством, цивилизацией, а нравственность идет изнутри. В цивилизованном обществе, где принуждение минимально, нравственность преобладает над моралью, а самоцензура - над цензурой. Люди сами себя ограничивают для общего блага. Для страны, история которой украшена именами Пушкина, Толстого, Станиславского, Мейерхольда, это, казалось бы, естественно. Но не тут-то было. Налицо разрыв в морально-нравственной традиции, на которую, кажется, так, как сегодня, не покушались даже в самые свирепые репрессивные годы.

Конечно, смешно вообразить, что за театром Петра Фоменко может кто-то надзирать. Это высокое искусство. Оно по определению нравственно и потому не нуждается в чтении морали. Наверное, Людмила Вержбицкая и те, кто предлагает создать комиссию, смотрят в другое, более узкое поле. Однако, говоря о морали, неплохо начать с самих чиновников. Достаточно вспомнить безобразные выходки депутатов Думы, лица которых годятся лишь для передачи "Куклы". К сожалению, эту передачу закрыли, как и другие, дававшие образцы высоких проявлений юмора и сатиры. Зато их место занял тот юмор, что ниже пояса. Медиадеятели это понимают, но навязывают его зрителю всеми правдами и неправдами. Ведь их руки скованы понятием "рейтинг", а ключ от этих наручников лежит в кармане у рекламодателя. И эта ситуация типична. Редакторы - носители культуры - что-то разрешают, но приходит человек с большими ножницами от рекламодателя или от кого-то еще - и кроит по живому. Дескать, нам надо острее, горячее... Кстати, скажите мне, чем это все отличается от пресловутой цензуры?

Входят в клинч два понятия - репутация и рейтинг. Последнее побеждает. Идет стремительное разложение культуры, на экран льется поток сериалов, ток-шоу, "Дом-2", "Секс" с кем-нибудь и где-нибудь. Мне скажут, что в таком вот "контенте" заинтересован рекламодатель, он заказывает музыку. Такой подход расширяет аудиторию и помогает скармливать ей рекламу лосьонов. Но если бы перед рекламой крутили только расчлененку, это "расширяло" бы аудиторию еще больше. Однако в этом случае норма прибыли почему-то еще готова потесниться перед нормами морали. Если мы хотим демократии, нормы должны быть одинаковы для всех. Или рекламодатель, как депутат, лицо неприкосновенное? Самое интересное, что конкретные рекламодатели, с которыми я сталкивался, это прекрасно понимают. А, например, из авторов рекламных роликов порой вырастают прекрасные режиссеры и продюсеры. Обобщать всегда грешно. На всех "кнопках" есть прекрасные передачи, и на Западе, отзываясь о России добрым словом, пока еще вспоминают Шостаковича, Стравинского, Набокова. Чтобы все это сохранить, многоглавого дракона по имени рейтинг необходимо посадить на цепь. Надо, чтобы отвязные шарлатаны от культуры - шоумены и говоруны - ограничили себя и вернулись к тем элементарным нормам, которые им вообще-то прививали в школе. Удивительно, что необходимость таких мер оспаривается именно в России, где пошлости сейчас больше, чем где-либо еще. Когда я был в Германии, мне довелось услышать речь высокопоставленного чиновника. Часть публики сетовала: не надо нам такого количества театров в каждом городе, таких субсидий на культуру. Это наши деньги, мы - налогоплательщики. А немецкий руководитель ответил: "Извините, госвложения будут. Потому что культура - это инвестиции в будущее". И никто не назвал его тираном и держимордой. Государство должно проявить волю и поставить рекламодателя в какие-то рамки.

Конечно, возникает вопрос: "А судьи кто?" Можно завтра же сварганить цензурный комитет - ведь у страны есть богатый опыт вплоть до Третьего отделения. Найти человека с назначенной высокой репутацией. Но, как мы знаем, Бенкендорфы не всегда так благородны, какими кажутся. Нельзя отдавать дело на откуп чиновникам. Есть другие авторитеты, люди из академической среды. В театре - Петр Фоменко, Сергей Юрский. В кино - Андрей Смирнов и Александр Митта. Их забота - сделать рекламодателей правоцентристами. Не от слова "правый", а от слова "право". Не давить, а привлечь на свою сторону. Иного выхода нет. В безнравственном государстве не может быть ни демократии, ни справедливости.

Журнал "Итоги"
No. 18, 27.04.2008 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.