smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ТАГАНКА"  В  МАДРИДЕ".

13 марта.
Семьдесят человек - актеры, постановочная часть, администрация - вылетаем в Испанию. Восьмой Мадридский фестиваль искусств почтил своим приглашением спектакль "Мать" по М.Горькому, поставленный в 1968 году Юрием Любимовым. Час ночи по Москве. Минус два часа и "плюс 15" по Мадриду. Еще час - и мы распаковались в номерах отеля "Плаза". Площадь Испании, центр города, памятник Сервантесу с примкнувшими к нему Дон Кихотом и Санчо Пансой. Четыре миллиона жителей и три - автомашин. Кажется, все эти миллионы шуршат всю ночь под нашими окнами.

14 марта.
Завтрак общий. Информация руководства о монтировке декораций, о репетициях для восемнадцати испанских статистов (в роли роты царских солдат) и общих прогонах. Встреча с музыкантами из оркестра Евгения Светланова. Обмен новостями и советы опытных коллег, где и как расправляться с местной валютой в тех символических величинах, что получены каждым на недельное проживание. Знакомство с городом, солнце, возбуждение, изобилие черных тонов в костюмах испанцев, хорошие лица, нет суеты, достоинство и снова - потоки машин. За день отдохнули от московской зимы, устали от мадридской ходьбы, смонтировали декорации (художник Давид Боровский) и отрепетировали с "солдатами" (режиссер Борис Глаголин).

15 марта.
Доброе настроение за завтраком разрушено новостью из газет: один из молодых актеров "Таганки" - Алексей Маслов - исчез в "чужом направлении". Небывалое для нашего театра событие омрачено тремя опасениями: кем его заменить в роли Рыбина, как защитить дирекцию от разносов в Москве и как скажется побег юноши на наших попытках вернуть "Таганке" Любимова.

16 марта.
Две огромные репетиции. Губенко вместе с Глаголиным и Боровским соединяют воедино актеров, испанцев-"солдат", световую партитуру, музыку и оформление "Матери".
Между двумя репетициями - пресс-конференция. Губенко рассказывает биографию "Таганки". Вопросы журналистов, как мы и ожидали, о Юрии Любимове, о романе Горького и о... Маслове. Утолить их любопытство мы могли лишь по двум первым пунктам. О разнообразии в советском театре известно на Западе примерно следующее: есть один на всех Театр Станиславского, а все остальное - незаконнорожденная самодеятельность. На словах развеять версию не очень удалось, признания и изумления появились в газетах позже, когда испанцы увидели спектакль.

Ночью после нервного прогона спектакля в номере у главного режиссера собрался актив театра. Сообщение: по приглашению фестиваля завтра в Мадрид прилетает создатель Театра на Таганке Юрий Любимов. Естественно его присутствие на представлении своего детища. Естественно, мы были единодушны, когда Губенко опросил наши мнения. Естественно, нормального сна ни у кого в ту ночь не было.

17 марта.
День премьеры. Утро - репетиция с "солдатами", со светом и т. д. С 14 до 15.30 - ожидание вестей из аэропорта. Встреча состоялась, и ее описать невозможно.
Пять лет без двух месяцев длилась разлука. Юрий Любимов вместе с женой Катей подробно общался с каждым актером, электриком, костюмером, радистом... Номер нашего директора Николая Дупака за два часа оказался сценой удивительного спектакля. Об эмоциях умолчу. Главное - вечером. Спектакль в 20.30. Распевка перед ним за два часа. И никто не ноет, как обычно: зачем так рано собираться, можно отдохнуть, походить по городу... Явка в срок. Театр жил как одна семья.

Композитор Юрий Буцко, один из очень известных в стране и в мире, впервые в жизни выехал за рубеж. Возле него, возле рояля - вся труппа. Распевка. Затем "Дубинушка" - песня, театральное воплощение которой давно описано советскими критиками и сотни раз отзывалось овациями и у нас, и на гастролях в Париже и Берлине... Итак, все внимание пятидесяти актеров на Юрии Буцко, звучат куплеты русской песни... Среди актеров - Юрий Любимов. Его дирижерская пластика, седая голова и молодое лицо, совместное пение и замечания Буцко - все это стирает испанскую реальность. Никаких пяти лет не было, никакого фестиваля нет и в помине, ибо мы - на Таганке, на дворе - московское лето, и ни разлук, ни холодов судьба нам не обещает...
Однако с 20 часов - активный прибой испанских зрителей к нашему милому берегу. Афиши, буклеты, билетеры, привратники с галунами, приветливая речь, корреспонденты и... зуд ожидания.

...Прошел час, и реакция на сцену "Дубинушки" была знаком для любого знающего наше дело: успех обеспечен. Конечно, нюансов предвидеть мы не могли. Например, того, как дружно взрываются над волной аплодисментов "чисто испанские" выкрики "браво". Например, того, что в антракте актеры будут переодеваться и перекуривать под несмолкаемый аккомпанемент оваций. Или того еще, например, что публика так славно никуда не спешит по окончании спектакля. Вроде бы отхлопали, вроде бы вышли из дверей и пора бы в поздний час - по домам? Однако мы выскочили на пустую сцену, чтобы сделать фотоснимок на память... и даже вздрогнули: зрители вернулись и снова хлопают...
Мы ездили на полдня в Толедо, гуляли по древним мостовым, поклонились следам Эль Греко, загорали под щедрым мартовским солнцем, фотографировались на фоне улочек и храмов, в обнимку с муляжами-рыцарями и на фоне витрин с толедским оружием... Мы обошли за три часа (это совсем немного) основные залы музея Прадо... Но точно так же, как возле рояля в театре, - в Прадо ли, на улицах Мадрида или Толедо - картина была одна и та же: актеры "Таганки", их глаза и жесты, их речи и ритмы общения были посвящены далеко не Сервантесу и совсем не Эль Греко... Здесь и без переводчика ясно, что это за "семейное мероприятие".

Николай Губенко объявил о сборе труппы на замечания по спектаклю. Кажется, это было после второго представления. В 15.30 все как один сидели в зрительном зале, а Любимов, прислонясь к сцене, делился впечатлениями, редактировал увиденное через пять лет... Какие были лица у актеров... Вернее, какое было лицо у всех, кто сидел в зале и к кому обращался автор театра и спектакля...

В таверну ХVII века и ночную "дискотеку андалузского танца" зашли на минутку, а захвачены навсегда - музыкой, культурой танца, красотой и изобретательностью движений, страстью гордых кабальеро, не снимающих улыбок со своих лиц...
В пять утра явились исполнители фламенко, и семидесятилетний Любимов выразил свои чувства ко всем событиям: включился в танец вместе с профессионалами...

Мы помним детально весь насыщенный калейдоскоп работы и встреч на фестивале. Мы никогда не забудем ночных прогулок по Мадриду - и автоклаксонов в честь победы испанцев-футболистов над немцами, и голых пяток живописно укрытых бездомных у подъездов спящих офисов. Мы не забудем жестокой красоты яркоглазых молодых испанок и добросердечия хозяев фестиваля, щедрых восторгов всей прессы Испании и наших симпатий к временным таганковцам, испанцам-"солдатам"... Все запомним, за добро благодарны и даже не обиделись на резкие скачки погоды, отчего у многих сели голоса. Слава богу, выдержала нелегкое испытание главная героиня, Зинаида Славина - Ниловна. Мы не забудем и того, как все дни и ночи трудился, переживал и помогал своему дому главный режиссер театра Николай Губенко. Но, всё запомнив в точности, как было, мы дружно запутаемся только в одном: сколько дней длились наши гастроли?

Директор утверждал, что восемь. Но в Москве 21 марта встречавшим близким одни говорили: "полгода", другие - "месяцев восемь", третьи - "целую вечность"… Пожалуй, информация по возвращении сходилась вот в каких пунктах:
Спектакль "Мать" принят с грандиозным успехом и публикой и в печати.
Встреча с Любимовым была такой, словно никто не расставался. Ближайшая перспектива - его приезд в мае в Москву, на выпуск премьеры "Бориса Годунова" на Таганке…

Великодушие и щедрость - достояние богатых душою. Мы были бедны - и хватало на нашей улице мелочных счетов, кухонного огрызательства, казарменной грубости. Мы осознали свое богатство - богатство национальных человеческих недр, богатство перспективы, богатство выстрадавшей свою необратимость перестройки - и мы можем себе позволить роскошь щедрого, благородного поступка. Состязательность мнений в прессе; допуск частных инициатив в экономике, обучение кооперации и гласности - вот реальные признаки силы, и не беда, что хватает еще грязи на проезжей части и в потоке "Писем-откликов", ибо сия грязь, ибо судорожные рывки к месту бывшей кобуры в ответ на несогласие - все это пережитки бюрократического феодализма. Признак силы, кстати, - это акция Министерства культуры СССР, пославшего любимовский спектакль первым советским представителя театра на мадридский форум искусств. В результате - успех сценический и политический, который по-братски разделили с коллективами Владимира Спивакова и Евгения Светланова…
Признак силы - это, конечно, доверие художникам. А доверие - плодоносно.


"Московские новости", 1988, март.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.