smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Статья "У весны нет альтернативы"

А вдруг явится великая пьеса о нашем сегодня? Трудно поверить (мы вообще трудно верующие), но вдруг? О перестройке? Уровня «Ревизора» или «Дней Турбиных»? Или «Дракона», или «Горя от ума"? Ну, вдруг? Трудно поверить, но — допустим — попала к нам в театр на Таганке, где я работаю многие годы. И начались репетиции. За пультом режиссера — Николай Губенко. А пьеса — о самом важном, и все беды наши, имена героев и злодеев, все надежды и сомнения названы и тугим жгутом сюжета перетянуты.
Чем поможет мне эмоциональная память, что подкинет в топку воображения актера?

...Был день, когда я, еще студентом, вышел из застенка клиники, где провалялся месяц с подозрением на тиф. Позади — полная изоляция, впереди — счастье. Любая жизнь благословенна после тифозного барака — этим чувством я был пропитан «от» и «до».

Прекрасно знать, что зима сменяется весной, что весна неотвратима. И сами собой являются простейшие мудрости: милосердие, сострадание, благодарность... И от мысли, что жизнь коротка, нет ни паники, ни страха, а есть охота успеть. «Все сущее увековечить, несбывшееся — воплотить»... Вот реальная подпочва для оптимизма — и «пьесного», и житейского: у весны нет альтернативы! Мне скажут: намек ясен, но оптимизм глуп. Я отвечу: не спешите. Мне скажут: в этой стране испокон веку... и т. д. Мне скажут: застой нам роднее движения. А я не отвечу. Не удостою.

Вот вопрос вопросов: как нам сегодня не потерять радости обновления? Как сохранить нечаянное богатство?.. Трудно поверить, но факт: нынешние старики-"реабилитанты", выжившие после инквизиторских десятилетий, после колымских бараков — они нынче сто очков вперед дают нам, нестрадавшим созерцателям, по части духа и этого, черт возьми, оптимизма! Почему именно эти люди, такой ценою оплатившие свою любовь к жизни, не обратили остатки сил во зло врагам? Почему у них в предмете — не месть, а благо? Почему на их языке «не прощать врага» означает: «ценить друзей»? Вот как они отвечают на вопрос вопросов: у большого строительства обязан быть серьезный «нулевой» цикл. Короче: то, что творится сегодня в газетах и журналах, проторение истинных путей в правоведении, в экологии, в международной жизни, борьба за безъядерную планету, за воспитание детей — это и есть закладка фундамента.
И в этом строительстве спешка катастрофична.

Жизнь диктует: соедините усилия, одолейте нулевой цикл, посвятите себя будущим правнукам, их свободе, равенству и братству. А привычки отвоевывают свое: "Мы и Они, два лагеря... Сегодня наш час! Публикуют наших! Возрождают — наше! Ну так — засучим рукава..." Страшновато, когда вместо мирного сосуществования двух лагерей (скажем, двух МХАТов) все силы и таланты брошены на взаимное съедение.

Не мудрее ли каждому заняться возделыванием своего сада? И не тратить сил (ибо лишних не бывает) на сведение счетов? Ну, хотя бы на том древнем основании, что безгрешных нет и... «не бросай камень в ближнего своего...» и т. д? Конечно, есть другой выход: пользуясь уравнением «искусство — идеологический фронт» и вдохновясь чином бойца, послать ненависть в атаку... и тогда Наши, победив Ненаших, все силы положат на то, чтобы расшириться до всесоюзного полигона. Истощить все соки жизни, но доказать, что не наш, допустим, Пикуль — турецкий шпион; а Кунаев и Бондаренко — англо-бурские диверсанты! Хорошо? А если наоборот, тогда, значит, Шатров, Губенко и Ахмадулина с Лихачевым — вредительский центр по взрыву Кремля или покушению на... стоп! Значит, всех, кто не печатал «наших» Платонова, Ахматову или Рыбакова... стоп!

...В часы семейной смуты, в молодые годы Театра на Таганке, помню два высказывания насчет мира во имя будущего. Первое: в разгар взаимных оскорблений (увы, в семье, как в семье) громкий выкрик — лозунг одного из остряков — «Дорогие товарищи враги! Вынем дружно кирпичи из-за пазухи и положим их на строительство нового театра!»

А второе — это слова драматурга Николая Эрдмана. Наслушавшись нашего крика во время собрания труппы, он произнес фразу, после которой ни свара, ни собрание продолжаться не смогли: «Актеры как дети — пять минут играют, а сорок пять — сутяжничают».
Кстати, о видах оружия двух лагерей и о «видах на равенство» предупреждал поэт Твардовский: «Я его ермолкой, а он меня — палкой». А редактор Твардовский в своем последнем номере «Нового мира» напечатал стихи Александра Величанского:

Мы мстим и мстим и мстим кому — невесть:
отмщенья радость зверская — людЯм большая честь!
веками вечными одно лишь мщенье длилось...
О, если справедливость — это месть,
и если в зверстве добродетель есть —
будь они прокляты, добро и справедливость!

«Московские новости» №9,
28 февраля 1988г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.